Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

отправилось на зиму в Лондон. Попав в жестокий шторм у берегов Норвегии, оно получило сильнейшие повреждения; капитан и штурман погибли. Пароход добрался до Тромсё, где и встал на ремонт. Если убыток от аварии парохода “Качалов” составил 13 тыс. руб., то авария второго парохода обошлась в 22 тыс. руб.33Все это нанесло серьезный финансовый ущерб пароходству; был подорван и его престиж. В конце октября 1872 г. контора правления Товарищества вновь сменила свой адрес, перебравшись “в 1-й квартал 2-й части Архангельска”, где и обосновалась в доме купца 1-й гильдии Ивана Кардалова. Пароходство к этому времени возглавлял Александр Мильбах, ранее в 1840-1850-х гг. заведовавший Архангельскими шкиперскими учебными курсами и пользовавшийся авторитетом среди моряков Севера. 1873-1874 годы: пароходство без пароходов Вскоре Беломорско-Мурманское срочное пароходство оказалось в иск­ лючительно тяжелом положении. Только что отремонтированный в Норвегии “Великий князь Алексей”, едва начав плавания по Мурманской линии, 8 июня 1873 г. на полной скорости ударился о подводные камни при входе в бухту у Семи Островов. Получив тяжелые повреждения подводной части корпуса, он так и остался “сидеть” на каменной гряде. Губернатор Н.П. Игнатьев, получив известие о случившемся, 10 июня обратился с письмом к командиру Архангельского порта капитану 1-го ранга Л. Ухтомскому: “Я, по обязанности управляющего губернии, считаю своим долгом употребить все возможное для подания помощи находящимся в опасности пароходу “Великий князь Алексей” и его экипажу; тем более что пароход этот, хотя и частная собственность, служит необходимым пособием для адми­ нистрации губернии в сообщениях ее с колониями Мурманского берега, так и с другими по пути туда прибрежными местностями...”34. Губернатор просил срочно отправить к месту аварии одну из подведомственных Л.А. Ухтомскому шхун. На место аварии прибыла шхуна “Самоед”. По мнению осмотревших полузатопленный пароход офицеров, его еще можно было спасти. Для этого потребовалось бы доставить немедленно два паровых брандспойта, 24 стоведерные бочки для поднятия носа, парус - для подведения его под пробоину, двух водолазов и нескольких мастеров с готовыми железными листами, а также два становых якоря с пароходом. На “Самоед” погрузили наиболее ценные вещи, а 31АГВ. 1874. 14 сентября. 34ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1138. Л. 60. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz