Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

под открытым небом, стойко перенося невзгоды суровой северной природы. В Коле часть этих артелей стал принимать на борт пароход Товарищества и доставлять их до становищ. Чего только не перевозили помимо пассажиров оба судна! И тару для выловленной рыбы, и соль, и мануфактурные товары, и продовольствие и многое другое. А 25 июля пароход “Великий князь Алексей”, выходя из Архангельска, имел в специально устроенных загородках 18 телят и 5 бычков для “безвозмездной раздачи мурманским колонистам”; приобретены они были с разрешения министра государственных имуществ “от оставшихся сумм, ассигнованных на устройство выставки рогатого скота”, проходившей в Холмогорах осенью 1871 г . 31 Все намеченные Правлением на навигацию рейсы успешно выполнялись; линии работали устойчиво и надежно. Случавшиеся задержки из-за штормовой погоды в целом не сбивали налаженную ритмичную работу парохода, которого с нескрываемой радостью ожидали в каждом становище и населенном пункте. Казалось, все предвещало успех новому делу, и авария “Качалова” осенью 1871 г. - досадная случайность. Увы. 18 июля 1872 г. пароход “Качалов” под управлением капитана В. За- борщикова, следуя из Кандалакши в Кузомень, с полного хода наскочил на подводные камни. Капитан приказал выбросить с судна за борт разные “тяжести” - колосники, запасные лопасти винта, огнеупорный кирпич, цепи, канаты и, дождавшись полной воды, попытался снять судно с банки, но безуспешно. Тогда он съехал на берег и через 9 часов вернулся с пятью карбасами и несколькими десятками крестьян. На следующей полной воде с помощью карбасов, заво­ зивших якоря, и работающей машины снова попытались освободиться. И снова неудача. По решению капитана команда и пассажиры стали заводить под корму имеющиеся на пароходе пустые бочки. Решились на крайнюю меру - разобрали машину, составные части которой с большим трудом погрузили на крестьянские карбасы, чтобы облегчить кормовую часть судна. Между тем усилился ветер. Коман­ да подняла паруса. На полной воде волны раскачали судно и оно наконец сдвину­ лось с места. Впоследствии потребовались неимоверные усилия по подъему разобран­ ной машины. После ее сборки и проверки всех систем во второй половине дня 20 июля “Качалов” продолжил плавание32. Придя в Архангельск, пароход встал на ремонт и лишь осенью вновь вышел на линию. “Великого князя Алексея” , до этого работавшего без происшествий, постигла куда большая неприятность. Закончив навигацию 1872 г., судно 31АГВ. 1872. 29 июля. 32ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1107. Л. 9 - 10. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz