Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Стоит только правительству заявить свою готовность на пожертвования, - заключал С.П. Гагарин, - и тем самым побороть существующие в крае опасения и сомнения, частная предприимчивость без всяких особых мер и стараний со стороны администрации, местной или центральной, непременно воспользуется открывшейся возможностью приступить к делу с меньшим риском”18. Поздней осенью 1867 г. губернатор получил из Департамента обес ­ кураживающий ответ. Оказалось, что министр государственных имуществ “входил в надлежащее сношение по сему предмету” с министром финансов статс-секретарем М. Рейтерном, и последний “не нашел возможным оказать содействие учреждению Беломорского частного пароходства”. При этом министр финансов ссылался на недостаток средств в Государственном казначействе и высказывал мнение, что “всякое промышленное предприятие, требующее для своего осуществления поддержки со стороны правительства, не имеет твердого основания и в большей части случаев... увлекает предпринимателей к бесплодным спекуляциям”. М. Рейтерн был твердо уверен, что даже в случае осуществления предприятия на предлагаемых условиях оно с истечением срока правительственной субсидии обязательно развалится, “оставив край в прежнем положении, несмотря на затрату со стороны правительства... ”19 Сообщив обо всем этом князю Гагарину, министр государственных имуществ закончил письмо так: “При всей своей готовности способствовать устройству Беломорского пароходства не вижу, однако же, другого средства к осуществлению этого полезного предприятия, кроме одной только частной предприимчивости без всякого пособия со стороны правительства". Казалось, все возвращается на круги своя. Либавский шкипер Иван Зебек Пока шла безрезультатная переписка о создании на Белом море пароходной компании между министрами и архангельскими губернаторами, последние (сначала Н.М. Гартинг, потом С.П. Гагарин), как от назойливой мухи, отмахивались от Ивана Зебека, предлагавшего такую компанию создать... В 1865 г. либавский шкипер 1-го класса и крупный рыботорговец Иван Зебек обратился к Николаю Мартиновичу Гартингу с предложением “учредить пароходное сообщ ение” от Архангельска вдоль Мурманского берега до норвежского города Вардё с правительственной субсидией по 15 тыс. руб. в год, 18ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 16-17. 19Там же. J1. 16 - 17. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz