Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Организацию пароходных рейсов Афанасий Булычев предлагал осуществить на следующих условиях: - предоставить учреждение пароходства как предназначенного преимущественно для каботажного плавания, исключительно русским под­ данным; - предоставить право учредителям просить у правительства мест для пристанищ и... некоторых льгот для собственной промышленности и сокращения таможенных формальностей и - назначить премию за каждый пройденный рейс от Архангельска или с бара Северной Двины до Варангерского залива и обратно русским пароходам с открытия навигации по 1 августа по одной тысяче рублей, а с 1 августа и до закрытия навигации - по две тысяче рублей, гарантируя выдачу ее не более как за 12 рейсов по 1 августа и за 8 рейсов после 1 августа, то есть всего за 20 рейсов15. Таким образом, общая сумма не должна была превышать 28 тыс. руб. “Объяснение” Булычева стало основой ответного послания16 князя Гагарина в Департамент земледелия и сельской промышленности: “Мысль о необходимости пароходных сообщений до такой степени назрела здесь, что самое осуществление ее было бы в настоящее время совершившимся уже фактом, если бы правительство вовремя обратило внимание на пользу водворения пароходства на Белом море и оказало предприятию этому необходимую на первых порах поддержку... Если до настоящего времени не водворилось русское пароходство в Белом море, то причину этому надобно искать не в том, что в нем не настала существенная надобность, также и не в апатии и недостатке предприимчивости у здешних капиталистов, но единственно в уверенности, что предприятие вначале не может идти с выгодою без правительственной поддержки и в распространенном убеждении, что поддержки этой оказано не будет”17. В подтверждение этого губернатор сослался на примеры Англии, Франции, Бельгии, Северо-Американских соединенных штатов, правительства которых щедро финансировали пароходные компании за содержание почтовых сообщений. Более того, в Русское общество пароходства и торговли, кроме многочислен­ ных пособий, полученных при учреждении, государство делало ежегодные “вливания” до 2 миллионов руб. так называемой “помильной платы”! 15ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 5 об. 16 На отношение бывшего Департамента сельского хозяйства Министерства государственных имушеств от 21 декабря 1866 г. 17ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 9 об. - 10 об. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz