Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Плавания пароходов И. Буркова наглядно доказали то, что до начала XX в. казалось вообще невозможным: пароходство на Белом море на некоторых “оживленных” линиях совершенно не нуждается в сторонней финансовой поддержке; более того, оно приносит сравнительно небольшие, но стабильные доходы. В XIX - начале XX вв. в целях обеспечения безопасности морского судоходства по берегам Белого и Баренцева морей устанавливаются маяки, навигационные знаки; строятся избы-приюты для потерпевших крушение моряков и спасательные станции. Ежегодные плавания спасательных ботов- крейсеров, административного парохода “Мурман” , охранных крейсеров, призванных ограничить промыслы иностранцев у русских берегов, также объективно способствовали развитию морского судоходства на Русском Севере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz