Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Министры финансов и государственных имуществ, от решения которых зависело выделение казенных субсидий, долгое время отказывались идти на какие-либо уступки, рекомендуя авторам проектов опираться лишь на “частную пред­ приимчивость”, “без всякого пособия со стороны правительства”. Формулировки отказов были предельно лаконичны - “правительство ни в коем случае не принимает прямого участия в подобных предприятиях” и т. п. К началу 1870-х гг. столичные чиновники вынуждены были пересмотреть свои взгляды на возможность государственной поддержки северного морского пароходства. Было принято принципиальное решение о выделении необходимого финансирования, но лишь такой компании, которая бы обязалась совершать “срочные” рейсы в соответствии с заранее утверждаемым расписанием. 16 мая 1870 г. император Александр II утвердил Устав Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства. В отличие от соловецких пароходов, занятых преимущественно перевозкой богомольцев из Архангельска на Соловецкий архипелаг, рейсы новой пароходной компании должны были охватить большую часть акватории Белого моря, обеспечить надежную связь между населенными пунктами беломорского побережья, Мурманом и Северной Норвегией. Недостаточное количество маяков и навигационных знаков по берегам, отсутствие точных карт существенно затрудняли плавания пароходов Беломорско-Мурманского Товарищества. В результате аварий Товарищество потеряло все свои суда и в феврале 1875 г. было вынуждено прекратить свою деятельность. Опыт первого “срочного пароходства” был учтен при организации новой компании - Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, просуществовавшего с 1875 г. до национализации в 1918 г. (повторная национализация его судов состоялась уже по окончании Гражданской войны в 1920 г). В настоящей книге подробно рассмотрены лишь первые двадцать лет деятельности Товарищества - сложный период становления и развития его в 1875 - 1895 гг. Значение Архангельско-Мурманского срочного пароходства для развития Севера было по достоинству оценено министром финансов С.Ю. Витте, посетившим Архангельскую губернию летом 1894 г. Следствием этого визита стало решение о продлении государственного финансирования Товарищества еще на 20 лет (1895 - 1915). С одобрения министра финансов в мае 1895 г. Товарищество заказало в Англии шесть новых судов. Пользу, которую принесло Архангельской губернии это пароходство, трудно переоценить. Однако государственное субсидирование Товарищества, бывшего к тому же естественным монополистом грузовых и пассажирских перевозок на Севере, тормозило рост качества обслуживания пассажиров и обработки грузов. С 1903 г. у Архангельско-Мурманского срочного пароходства появилась конкурирующая компания - частное пароходство И.И. Буркова. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz