Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Вскоре почтовые отделения на пароходах были открыты: на Онежской линии - I Беломорское пароходное почтовое отделение, на Кандалакшской - II Бе­ ломорское почтовое отделение. Помимо писем они принимали и “внутренние телеграммы”, которые передавались по телеграфу “с ближайших по пути почтово­ телеграфных учреждений”62. Несмотря на бесперебойную и довольно приличную работу пароходной почты бдительное почтовое начальство время от времени проводило “ревизии” и, разумеется, находило множество недостатков. “До сведения моего дошло, - писал начальник Архангельского почтово­ телеграфного округа директору-распорядителю Мурманского Товарищества П. Вит­ ту 26 июля 1899 г., - что почтово-телеграфные чиновники и почтальоны, сопровождающие почты на пароходах Товарищества, ведут крайне нетрезвый образ жизни. Такое предосудительное поведение чинов замечалось не только на самих пароходах, но даже в норвежских городах, где производится обмен корреспонденции... Подобные случаи, помимо того, что компрометируют почтово-телеграфное ведомство, не дают и уверенности в исправном и сознательном исполнении чинами возлагаемых на них обязанностей... Дабы прекратить это на будущее время, считаю необходимым обратиться к Вам, милостивый государь, с покорнейшей просьбой не отказать в зависящем от Вас распоряжении, чтобы гт. капитаны пароходов, на которых будут следовать почтово-телеграфные чины, при первом же обнаруженном случае нетрезвости последних немедленно доводили до моего сведения непосредственно, или через Вас, для принятия мною надлежащих мер”63. В 1907 г. начальник Архангельского почтово-телеграфного округа Менделеев, совершив рейс на пароходе “Ломоносов” по Мурманской линии, отметил халатное отношение капитана к судовой почте, о чем не упустил случая сообщить губернатору: “Почту с парохода “Ломоносов” возят в становища в очень плохой шлюпке и с сильной течью, с неисправным рулем без ручки и дают только двух гребцов без штурмана и рулевого. Признавая такой порядок не обеспечивающим сохранность почты, прошу распоряжения о вывозе почты в исправных хороших шлюпках и обязательно со штурманом на руле”64. Летом 1908 г. другой начальник почтово-телеграфного округа - И. По­ меранский - провел свою ревизию: “Объехав в минувшую навигацию учреждения Белого моря и Мурманского берега, я заметил, что на перевозку почты на пароходах мало обращается внимания со стороны местной администрации 62АГВ. 1905. 15 мая. 63ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 97. Л. 99. 64ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 279. Л. 231. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz