Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

постройкой” и с сентября месяца объявлен открытым для эксплуатации. В начале навигации 1907 г. он принял на ремонт первое судно - пароход “Император Николай II” . Для выкачивания воды из дока применялись две паровые двухцилиндровые машины с центробежными насосами по 15 л. с. каждая. Имелся передвижной кран грузоподъемностью 2 т, а в особом помещении был установлен лесопильный станок, обслуживаемый четырьмя рабочими50. В последующие годы Лайский док постоянно принимал суда для про­ изводства работ по текущему ремонту, осмотра и окраски подводной части корпусов, замены винтов, гребных валов и др. В Отчете Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства за 1914 год говорилось, что “исправления, которые без наличности дока требовали бы для своего выполнения нескольких недель, а может бьггь, и месяцев, в настоящее время делаются настолько быстро, что зачастую пользующиеся доком пароходы успевают встать на линию к следующему же назначенному для них рейсу, не нарушая правильности дви­ жения” 51. Размеры дока, по состоянию на 1913 г., допускали размещение в нем довольно крупных по тому времени судов длиной до 380 футов, шириной до 52 футов и осадкой до 14 футов (115 м 82 см, 15 м 85 см и 4 м 27 см со­ ответственно)52. Документов, характеризующих руботу Лайского дока до 1920 г., со ­ хранилось немного. По мнению С. Спирихина и А. Сомкина, “в дореволюционные годы” суда различного типа и назначения более 200 раз вставали в док для ремонта. В 1935 г. при Лайском доке открылись три новых цеха, в 1960 г. Лайские судоремонтные мастерские получили статус завода. Всего за 90 лет существования дока им и его оборудованием воспользовались около 3 тыс. судов и плавсредств53. В настоящее времяЛайский судоремонтный завод - акционерное общество. Несмот­ ря на экономические потресения последних лет, он продолжает ремонтировать и строить суда. Почта на пароходах За несколько месяцев до прибытия на Север первого судна Беломорско- Мурманского срочного пароходства «Архангельские губернские ведомости» поместили для всеобщего сведения следующее извещение от Архангельской губернской почтовой конторы: “На основании Высочайше утвержденного в 50ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 338. Л. 30. 51Товарищество... Отчет за 1914 год. С. 12. 52 Правила пользования сухим доком Товарищества Архангельско-Мурманского срочного па­ роходства в городе Архангельске. Архангельск, 1913. С. 3. 53Моряк Севера. 1997. 20 мая. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz