Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

жизни людей, чтоб берег был освещен целые три месяца каждую осень, дабы корабли узнавали дорогу между океаном и матерою землею, ибо тут величайшая опасность есть...”2. Купцы изъявили согласие отчислять на постройку маяков “с каждого ласта по 10 копеек” и, что интересно, действительно начали собирать деньги. К концу 1805 г. было собрано 1770 руб. В 1806 г. военный губернатор адмирал фон-Дезин “признал полезным” построить три маяка в горле Белого моря, а также “башни, но без освещения: на острове Сосновце, мысе Святоносском и лоцманскую башню на Мудьюгском острове вместо пришедшей в ветхость”3. Однако маяков тогда так и не построили. А первая неосвещаемая деревянная башня, изготовленная при Архангельском адмиралтействе, была переправлена на остров Сосновец лишь к навигации 1821 г.4 Вторую башню установили близ села Пулонга - в южной части горла Белого моря, на Терском берегу Кольского полуострова. Сразу же выяснилось, что оставлять башни “без казенного присмотра в сбережении... невозможно”: останавливающиеся неподалеку от них на отдых судовые команды стали устраивать костры из деревянных конструкций башен5. По просьбе Конторы главного командира Архангельского порта Губернское Правление предписало крестьянам с. Поноя и Терской лопи организовать казенный присмотр за башнями и пообещало ежегодно платить по 50 руб. за охрану каждой. Охрана была установлена и ...забыта. О лопарях Друженьковых, например, находящихся “почти безотлучно” при башнях в течение пяти лет с 1822 по 1827 гг., вспомнили лишь тогда, когда последние “пришли в крайнее разорение и несостоятельность к оплачиванию податей”. Лопарям дали 100 руб. (а не 250, как те ожидали), мотивировав это тем, что портовое начальство не располагает возможностями оплачивать караул башен кому-либо в отдельности, “так как оные башни служат для общей безопасности всем...”6. В 1828 г. еще одна башня была установлена на мысе Святой Нос - при входе с севера в горло Белого моря. 2ГААО. Ф. 4. Оп. 3. Д. 377. 3ГААО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 54. Л. 7. 4 ГААО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 895. Л. 1. 5Там же. Л. 8. Случаи умышленной порчи и уничтожения навигационных знаков нередко случались и в последующие годы. Створы рубились на дрова, а баканы срезались, вывозились на берег, после чего объявлялись “найденными” и предлагались к выкупу (см., например, ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2304. Л. 29). 6ГААО. Ф. 4. Оп. 7. Д. 2146. Л. 51. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz