Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“ДЛЯ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ...” Установка маяков по берегам Белого и Баренцева морей была важнейшим условием безопасного судоходства. Особую нужду в них испытывали моряки, ведущие свои суда вдоль безлюдных берегов в условиях штормовой погоды темными осенними ночами. Именно осенью происходила большая часть аварий и крушений. Увы, становление маячного дела на Севере растянулось на долгие годы. Строительство маяков считалось делом дорогим и потому все время откладывалось. Сохранились отрывочные сведения о маяках, которые устанавливались по берегам Белого моря в XVIII в. Так, например, для безопасного подхода кораблей с моря в устье реки Онеги в 1760-х гг. на острове Ров была построена башня, “где горели лампады”; там же, на островке, располагалась и артель лоцманов. Просуществовал этот маяк сравнительно недолго1. Маячное дело на Русском Севере получило свое развитие лишь в XIX в. “...но без освещения” В октябре 1802 г. несколько архангельских купцов через военного губернатора С. Беклешова обратились к императору Александру I с прошением “О заведении от Святого Носа и до Двинского бару шести маяков”, в котором, в частности, писали: “Весьма нужно для безопасности кораблей и для спасения 1 Своим появлением маяк в устье реки Онеги был обязан английскому предпринимаТелю- авантюристу Гому, развернувшему с середины 1850-х гг. по 1783 г. на Онежском берегу Белого моря небывало бурную деятельность. В кратчайшие сроки за счет ссуд, взятых им из русской казны, он в малонаселенной местности в окрестностях с. Усть-Онежское (или Устьянское) устроил морской порт, три лесопилки с 26 пилорамами, две судоверфи (только в 176Г - 1768 гг. на них было построено 18 кораблей и 6 галиотов), прядильный двор, канатную фабрику, несколько мельниц и специально оборудованное становище для погрузки судов. В бассейне реки Онеги, а позднее - и реки Мезени началась хищническая вырубка лесов. За период с 1762 по 1774 гг. в устье реки Онеги было загружено лесом 346 судов, которые в большинстве своем отправились за границу. Развитие судостроения, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности потребовало привлечения большого количества рабочих - более 1 тыс. чел.; в 1780 г. с. Усть- Онежское было переименовано в город Онегу. Однако в 1783 г. англичанин Гом, задолжавший казне около 1,5 млн руб., вынужден был прекратить свою деятельность, и его предприятия по большей части пришли в запустение. В 1790-е гг. только огромные пространства вырубленного леса, штабеля гниющих бревен, тянущиеся на несколько верст по берегам рек, и развалины эллингов напоминали о «зловредном бродяге» Гоме. Из года в год он обещал русскому правительству серебро и золото, но оно оставалось или «в воображении спекулянта, или в кармане у последнего» (Подробнее см.: Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово- промышленном отношении. СПб., 1890. С. 193 - 198; Трофимов П.М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. М., 1961. С. 83 - 86). 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz