Пация, Е. Я. Кольское застолье / Е. Я. Пация. – Санкт-Петербург : «Геликон Плюс», 2020. – 248 с.

Не прижилось мясо и в Мурманске в среде новоселов. Мясо, которое туда доставили, испортилось, и его выкинули в залив. В традициях коренного населения и более ранних переселенцев (помо­ ры, коми-ижемцы) — совсем другое отношение к этому продукту, напри­ мер: «При убое оленя ничто не пропадает. Кровь собирается тут же, и на ней пекут блины, кости раскалываются для получения мозга, который съе­ дается сырым. Мясо употребляется в свежем, мороженом и соленом виде. Мороженая оленина служит предметом экспорта за границу. В довоенное годы (до 1914-го) за границу вывозились только так называемые “задки” оленя. Экспорт оленины начался и, несомненно, получит дальнейшее раз­ витие». Такая крупная дичь, как лось, в достаточном количестве водилась в здешних лесах. Добывали и бурого медведя. Для коренного населения мед­ ведь — ритуальное и мистическое животное, поэтому на него массово не охотились. А «пришлые» охотники добывали медвежатину достаточно час­ то. Мясо проверяли в санэпидстанциях. К другой всевозможной дичи, активно используемой в здешних местах, можно отнести в первую очередь куропаток. Этой птицы было великое мно­ жество. У коренного населения ее добыча была делом подростков и жен­ щин. Другой массовой птицей, упоминаемой в различных источниках, ко­ нечно же, были гуси. Хотя и утки разных пород тоже шли в пищу. Глухари, тетерева и рябчики были доступны для человека. В огромном количестве водились зайцы, которых, как правило, ловили силками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz