Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 401 Попытки наладить на побережье Баренцева моря регулярную церковную жизнь также были проявлением религиозной повседневности мурманского промысла. Поскольку на Мурманском берегу отсутствовало постоянное насе­ ление, здесь не было часовен или церквей. Это препятствовало совершению бо­ гослужений и некоторых таинств, в частности, отпевания. Только во второй по­ ловине XVIII в. были построены часовни на становищах Кильдин и Гаврилово. Но из-за отсутствия священников и это не могло в полной мере решить пробле­ му налаживания церковной жизни. Священники редко бывали на побережье. Происходило это либо с «оказией», во время поездок священников вдоль побе­ режья Баренцева моря, либо по инициативе приказчиков монастырского мур­ манского промысла. В июне 1732 г. на становище Гаврилово Крестного Онеж­ ского монастыря одновременно оказались сержант из Колы, прибывший для сбора судовых пошлин, и «понойский поп»252, ехавший по каким-то своим де­ лам. На правах власти сержант «заставил» (!) его святить воду, совершить мо­ лебен Кресту Господню и кропить иконы святой водой. За совершение обрядов попу было заплачено 3 алт. 2 ден., а также в почесть поднесено вино253. В становище Кильдин приказчики Соловецкого монастыря приглашали священников из Колы. Так, в 1756 г. слуга С. Шадрин пригласил священни­ ка Стефана, совершившего в часовне вечернюю и утреннюю службы, а также отслужившего часы254. Кольских священников для совершения богослуже­ ний и молебнов приглашали и в другие годы255. Кильдинская часовня служила местом молитвы не только для монастыр­ ских, но и для других промышленников. Об этом говорит практика сбора кружечных денег —подаяний в часовне256. Здесь же осуществлялась продажа 257 свечей и «листов чюдотворных» —недорогих икон, стоимость которых ко­ лебалась от 2 до 30 коп.258 7.7. Несчастные случаи и происшествия, смерть на промысле Оторванность Мурманского берега от большой земли, слабый админис­ тративный контроль за деятельностью промышленников, а также опасность рыбного промысла в открытом море создавали условия для трагических 252 Поной —волость в восточной части Кольского п-ова на побережье Белого моря. 253 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1111. Л. 3 об. 254 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 96. Часы —общественное богослужение, со­ ответствующее определенному времени суток; состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв. 255 Там же. Д. 597. Л. 4. 256 Там же. Д. 1960. Л. 3; Оп. 5. Д. 5281. Л. 65. В 1785 г. сборы составили 1 руб. 37 коп., в 1792 г. —3 руб. 83 коп. См.: Там же. 257 Там же. Оп. 5. Д. 4028. Л. 4; Д. 4096. Л. 4 об., 6 об.; Д. 4448. Л. 3; Д. 4450. Л. 2 об., 8 об.; Д. 5281. Л. 9 об., 65 об.; Д. 5291. Л. 704 об.; Д. 5380. Л. 466 об.; Д. 5384. Л. 20 об.; Д. 5433. Л. 306. 258 Там же. Оп. 2. Д. 597. Л. 24 об.; Оп. 5. Д. 5291. Л. 704 об.; Д. 5433. Л. 306.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz