Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

374 Глава 7 организовывавших подводы, на которых перевозились припасы и сами про- мышленники71. Путь на становище был не менее трудным, чем дорога в Колу. Ландшафт был тем же —тундра, сопки и камни. Приходилось промышленникам стал­ киваться и с непогодой. Так, в рапорте приказчика М. Манойлова от 10 июня 1763 г. сообщается, что промышленники «от случившихся тогда северных со снегом погод, за неимением на дороге лесов, в тундре едва все не перезя­ бли, и лежали в выкопанных из снега ямах три дни»72. Из рапортов приказ­ чиков промысла известно, что дорога от Колы до Кильдина могла занимать 73 от трех до пяти дней . Вёшние промышленники проделывали сухопутный путь к побережью Баренцева моря, а летние отправлялись из Подвинья и Поморья на Мурман­ ский берег морем в мае —июне. Это были как работники трескового промы­ сла, так и члены судовых команд кораблей, шедших на побережье для достав­ ки грузов и вывоза добытой рыбы. Во второй половине XVIII в. складывается новый маршрут мурманских промышленников, что было связано с хозяйственным освоением террито­ рии Финнмарка. Группы русских промышленников отправлялись к зали­ вам Северной Норвегии «сухим путем, чрез горы норвежской Лапландии»74. Появление нового маршрута вызвало недовольство населения и властей Финнмарка, заявлявших, что от промышленников «усугубляет еще больше безъпорядок»75. Российские власти приняли во внимание требования Дании и ввели запрет на сухопутное пересечение промышленниками границы76. Если путь вёшних артелей на Мурман был сухопутным, то на Новую Зем­ лю промышленники добирались по воде. Артели Николо-Корельского мона­ стыря и Холмогорского архиерейского дома шли на кочах по Двине в Белое море, а затем к архипелагу. На Новую Землю в XVIII в. отправлялись и промысловые экспедиции, организованные купцами и Выгорецким старообрядческим общежительст- вом. По данным документов таможенных органов Архангельской губернии 1780-1781 гг., пунктами отправки артелей были Архангельск, Онега и Ме- 77 зень . 71 Так, в 1708 г. кольские стрельцы —капитан Семен Разбойников и рядовой Он- типа Ергин, провезли из Колы в становище Песчаное артель государевых промыш­ ленников из 36 человек и 35 пудов (573,3 кг) запасов. См.: РГАДА. Ф. 26. Оп. 1. Кн. 3. № 14. Л. 91 об. 72 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4464. Л. 32. 73 Так, поверенный И. Титов сообщал в рапорте о намерении выйти из Колы 20 апреля, а 23 апреля промышленники достигли становища. См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 597. Л. 48 об., 51. 74 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 6. Д. 12026. Л. 1 об. 75 Там же. Л. 2. 76 Там же. Л. 5 об. 77 ГАЯО. Ф. 72. Оп. 2. Д. 122. Л. 23 об., 25 об.; Д. 127. Л. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz