Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 367 артели было выдано три хлеба15, по одному на «лодью» —отдельное объеди­ нение промышленников. В 1730-1740-е гг. артель Николо-Корельского мо­ настыря перед отправкой на промысел получила хлеб и семгу16. Семга была не просто подарком, но и благословением монастыря артели, что подчерки­ вается в документах. Выдача промышленникам сукна на вачеги перед походом в Колу была традиционным обычаем для монастырских артелей. Это регулярно фиксиру­ ется приходо-расходными книгами Николо-Корельского и Крестного Онеж­ ского монастырей17. Попытка Соловецкого монастыря в середине XVIII в. отказаться от обычая вызвала недовольство промышленников18. В результа­ те монастырь вновь вернулся к устоявшейся традиции. Рыболовный и зверобойный промыслы носили вольный характер, но промышленники, отправлявшиеся на Мурманский берег и к Новой Земле, вынуждены были считаться с существовавшей административной процедурой. Созданная Петром I паспортная система была полицейской мерой, препятствовавшей уклонению податных сословий от несения ре­ крутской повинности и уплаты податей. Выдача паспортов также была дополнительной статьей в пополнении государственной казны. Для того чтобы отправиться на промысел, находившийся за сотни верст от селе­ ния, где жил промышленник, требовалось, во-первых, получить мирское согласие от общинного самоуправления. Согласие оформлялось отпуск­ ным (прокормежным) письмом, составленным с ведома общины. В пись­ ме указывались основные сведения о человеке: имя, возраст, особые при­ меты, срок отлучки на промысел. Во-вторых, крестьянин с отпускным письмом должен был отправиться в уездное казначейство19 для получе­ ния паспорта. Не существовало единого формуляра отпускных (прокормежных) пи­ сем. Так, в отпускные крестьян Онежского уезда за 1792-1793 гг. включе­ на формулировка об уплате подушной подати. Подкреплялось это заверение письменным поручительством других крестьян и приходским священни­ ком («и у исповеди у отца духовнаго священника Ивана Иванова»). В не­ которых письмах прямо утверждалось, что отпущенный на промысел кре­ стьянин «подушные и оброчные денги платит, казенной недоимки и других 15 Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Оп. 1. Д. 108. Л. 26-26 об. 16 ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 152. Л. 30; Д. 196. Л. 15; Д. 224. Л. 17. 17 Там же. Оп. 1. Д. 789. Л. 40 об.; Д. 826. Л. 81; Д. 892. Л. 13 об.; Д. 987. Л. 102­ 102 об.; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 38. Л. 25; Д. 42а. Л. 30, 45 об., 84 об. —85, 89, 121 об., 124 об., 152; Д. 88. Л. 57, 67 об., 82; Д. 220. Л. 26, 29 об.; Д. 267. Л. 8 -8 об.; Д. 268. Л. 26 об., 42, 46 об., 75, 87, 102; Д. 306. Л. 19 об., 158; Д. 589. Л. 50, 60, 65, 82 об., 88 об., 101, 109 об., 113 об., 124, 129 об., 134, 141 об., 145; Д. 819. Л. 51, 62, 64, 72 об., 77, 84 об., 86, 92 об.; Д. 988. Л. 10 об., 13, 26, 43 об., 56; Оп. 4. Д. 256. Л. 2; Д. 272. Л. 46 об. 18 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4464. Л. 15. 19 Уездное казначейство —финансово-хозяйственный орган России, созданный в результате административной реформы Екатерины II в конце XVIII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz