Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

366 Глава 7 Наконец, третий этап, который можно вычленить в процедуре прово­ дов артели на Мурман, —это прощание. Промышленник прощался с семьей и получал от хозяина подарки в дорогу: деревянную ложку, сукно на вачеги, хлеб9. По свидетельству В. Р. Гулевича, перед дорогой хозяин давал артели наставления о послушании кормщику во время промысла10. Перед самым по­ ходом следовала и служба в приходской церкви11. В силу своей специфики документы монастырских архивов лишь частич­ но раскрывают элементы процедуры подготовки и проводов мурманщиков в дорогу. Правильнее будет сказать, что те свидетельства источников, кото­ рые донесли до нас крупицы сведений об этой стороне жизни монастырских промышленников, являются исключением. Лексика приходо-расходных книг говорит о том, что инициатива в найме артели исходила от монастыря, а не от промышленников. Об этом красноре­ чиво свидетельствует глагол покрутил, употребляемый в документах в кон­ тексте привлечения работников на монастырский промысел. Об этом же свидетельствует и практика Соловецкого монастыря привлекать промыш­ ленников, используя для этого структуры вотчинной администрации. Но и те духовные организации, которые часто использовали вольный наем в фор­ мировании артелей, тоже первыми проявляли инициативу: лодейный старец Крестного монастыря Феодосий через своих агентов рекрутировал промыш­ ленников в Сумском остроге12, а карбасник и приказчик вёшнего промысла Николо-Корельского монастыря Степан Малгин отправлялся в поисках ра­ ботников на Холмогоры. Для покрученной артели устраивался пир и давались подарки. Сведения об этой традиции в жизни монастырских артелей отрывочны. Так, в 1696 г. для артелей Холмогорского архиерейского дома и Спасо-Новоприлуцко- го монастыря был «дан погреб» и промышленники «кормлены обедом»13. В 1789 г. приказчик Сумской службы Соловецкого монастыря иеромонах Карп организовал «обед» для покручеников из Нюхчи и других селений По­ морского берега, который был проигнорирован кормщиками И. Шумиловым и М. Сергозеровым. Несмотря на неявку, оба кормщика просили иеромонаха дать взаймы деньги на уплату податей и другие нужды14. Известны случаи одаривания промышленников перед походом в Колу. Уже рассмотренный выше эпизод с «погребом» и «обедом» промышленни­ ков Холмогорского архиерейского дома дополняется следующим свидетель­ ством источника. Карбасникам был вручен образ на золоте соловецких чу­ дотворцев, который они должны были доставить в становище. Всей большой 9 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 29; Гулевич В.Р. Указ. соч. С. 59. 10 Гулевич В.Р. Указ. соч. С. 59. 11 Максимов С. В. Указ. соч. С. 196. 12 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 250. Л. 1. 13 Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Оп. 1. Д. 108. Л. 26 об. 14 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5433. Л. 339-341.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz