Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 209 В исследовании организации монастырского промысла на Мурма- не не последнее место занимает вопрос о покруте. В историографии X IX - XX вв., за редкими исключениями, сложилась негативная оценка этого яв ­ ления, рассматриваемого как система кабальных отношений. Изучение этого вопроса для истории мурманского промысла XV I-XV III вв. должно прояснить, действительно ли покрут был кабалой для промышленников, су­ ществовали ли какие-то отличительные черты покрута духовных организа­ ций. Безусловно, проблема покрута тесно связана с вопросами о разновид­ ностях выплат промышленникам, порядке расчета духовных организаций с артелями. Если мурманский покрут получил подробное освещение в этнографиче­ ской литературе дореволюционного времени, то этого нельзя сказать о по- круте новоземельской артели. Упадок промысла, обозначившийся ко второй половине XIX в., делал этот вопрос не столь актуальным. Настоящая глава посвящена разрешению очерченного круга вопросов. 4.1. Артель мурманского и новоземельского промыслов 4.1.1. Терминология артели Вопрос о терминологии мурманской артели и категорий промышленни­ ков, входивших в нее, нашел незначительное отражение в историографии. В исследованиях XIX в. отмечалось, что каждая категория работников обо­ значалась своим термином, закреплявшим за ней социальную и производ­ ственную функцию, выполняемую во время промысла. Так, руководил ар­ телью кормщик, в подчинении у которого находились работники: тяглец, отвечавший за метание и вытягивание яруса; весельщик, гребший веслами во время забрасывания снасти; наживотчик, наживлявший крюки наживкой и снимавший с них рыбу. Младшие члены артели —мальчики-зуйки —вы­ полняли вспомогательные обязанности. Такой взгляд исследователей на структуру мурманской артели был не­ сколько поверхностным. При верной передаче наименований категорий ра­ ботников могли не учитываться некоторые нюансы иерархических отноше­ ний внутри коллектива, а также престижность должностей. Кроме этого, представленная картина является статичной, не отражающей эволюцию тер­ минологии артели. Основная информация о терминологии социальной организации артели сохранилась в хозяйственных документах монастырских архивов Поморья XV I-XV III вв. Значительно меньше сведений содержится в документах кре­ стьянского мурманского промысла, что объясняется плохой сохранностью этих источников. На протяжении XV I-XV III вв. в хозяйственных документах монастырей использовались различные термины, характеризующие артель в целом и ее участников в частности. Некоторые из этих терминов являются особенными,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz