Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 189 Заведовал подворьем дворник, которым мог быть либо монастырский служка, либо нанятый в Коле посадский человек. Так, в 1672 г. обязанности дворника исполнял служка Стенка Минин181, в 1755-1766 гг. — посадский человек Колы Илья Алексеев с. Звягин182. 3.4. Суда и доставка грузов В Поморье издавна развивалось судостроение. Строились различные типы транспортных и промысловых судов, предназначенные как для речного и озерного, так и для морского хода. В историографии уже уделялось внима­ ние этой проблеме. М. И. Белов отмечал, что основными центрами судостро­ ения в Поморье были Северная Двина и Онега183. В последующем историки сформировали более детальную картину развития поморского судострое­ ния. Так, В. П. Пузыревым были выявлены локальные центры судостроения на Поморском берегу Белого моря, где строили морские суда для Соловецко­ го монастыря184. О. В. Овсянниковым и М. Э. Ясински были рассмотрен во­ прос о династиях поморских корабелов185. Источники, содержащие упоминания о видах транспортных судов, не­ многочисленны. В конце XVI —начале XVIII в. для перевозок грузов на Мур­ манский берег крестьяне и посадские люди использовали лодьи и соймы, а также карбасы. Из-за небольших размеров последние использовались для перевозки промышленников и небольших грузов. Рыба, добытая на промы­ сле, транспортировалась на наемных лодьях. Традиционные типы поморских судов использовали и монастыри. Так, Николо-Корельский, Антониево-Сийский, Крестный Онежский монастыри отправляли в свои становища лодьи. Небольшие монастыри Кольского уе­ зда —Троицкий Печенгский и Кандалакшский Пречистенский —использо­ вали для морских перевозок соймы186. Значительным флотом обладал Соловецкий монастырь. Развитию мор­ ской инфраструктуры этой крупной обители посвящен целый ряд обстоя­ тельных работ187. Так, во второй половине XVII в., когда монастырь начал 181 ММК. Рук. 400. Л. 1. 182 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 24, 77. 183 Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. М., 1956. С. 192-193. 184 Пузырев В.П. Указ. соч. С. 23-28. 185 Овсянников О. В., Ясински М. Э. Западное Беломорье: из истории крестьянского судостроения Поморья первой половины XVIII в. Т. 2. М., 2010. С. 82-100, 107-111. 186 РГАДА. Ф. 26. Оп. 2. Д. 60. Л. 104 об. — 106. 187 Пузырев В. П. Указ. соч. С. 19; Филин П. А. Судостроение Соловецкого мона­ стыря: лодья «Преподобный Зосима». М., 2004; Богомазова А. А. Морской флот Со­ ловецкого монастыря в XVI в. / / Вестник Московского университета. Серия 8: Исто­ рия. 2014. № 5. С. 3-12; Она же. Морская инфраструктура Соловецкого монастыря в XVII —начале XVIII вв. / / Русь, Россия: Средневековье и Новое время: Четвертые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz