Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Заключение Подведем некоторые итоги нашего исследования. Возникновение монастыря в Кандалакше было обусловлено, полага­ ем, целым рядом факторов, среди которых трудно выявить какой-либо один преобладающий. Христианизация коренного населения Кольского Севера, начавшаяся в первой четверти XVI в., требовала не только дея­ тельности здесь «миссионеров-одиночек», но и создания местных мона­ стырей. Уже во второй половине XVI столетия на западе и юге Кольского полуострова существовало, по меньшей мере, три монастыря: Троицкий Печенгский, Петропавловский Кольский и Пречистенский Кандалакшский. Не ставя перед собой задачи оценивать роль названных монастырей в рас- пространеии христианства (насколько нам известно, специальных исследо­ ваний по этой проблеме еще нет), заметим, что в конце XVII в., когда цен­ тральная власть озаботилась вопросом христианизации некрещеных народов Московского государства, в ходе специальной инспекции лопар­ ских погостов (ноябрь 1681 г. - февраль 1682 г.) выявилось катастрофиче­ ское «невежество» коренного населения уезда в вопросах веры. Так, в близлежащих к Кандалакше лопарских погостах - Екостровском и Бабен- ском - местные саамы на вопросы «инспектора», кольского священника Алексея Симонова, отвечали, что «обычаев християнских и проповеди Святого Евангелия не знают»1. Особый статус Кандалакши, являвшейся до учреждения воеводского правления в Коле административным цетром края и тем местом, куда дос­ тавлялась «лопская» дань, также служил благоприятным обстоятельством для создания здесь местного монастыря. Монастырская традиция прочно связывала создание монастыря с «государевым строением». Другими словами, инициативная роль припи­ сывалась не какому-то подвижнику или святому, а именно действиям го­ сударственной власти, заинтересованной в христианизации коренного на­ селения края. Мнение о причастности к созданию и начальной истории Кандалакшского монастыря прп. Феодорита Кольского возникло только на рубеже XIX-XX вв. и явилось плодом «краеведческих изысканий» канда­ лакшских священников и некоторых любителей прошлого Русского Севера. В действительности же, как было показано, никаких прямых данных источ­ 1Кучинский М.Г. Миссия Алексея Симонова // ЭО. - 1998. - № 6. - С. 108. Нельзя не отметить, что позже отчет кольского священника А. Симонова публиковался дважды: А.Ю. Жуковым - первоначально и В.В. Калугиным - впоследствии. (См.: Жу­ ков А.Ю. Саами в XIII—XVII вв. (публикация источников и комментарий) // Антропо­ логический форум. - СПб., 2004. - № 1 ; Калугин В.В. Забытый памятник русского миссионерства // Он же. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. - М., 2009. - Приложение 2.) И в том и в другом случае почтенные ис­ следователи не сослались на своего предшественника. 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz