Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

любопытная ремарка, за которой скрывалось намерение игумена Иоасафа оказать Крестному Онежскому монастырю ответные услуги в обмен на со­ действие в решении возникшего конфликта. Так, Кандалакшский игумен в заключительной части письма отмечает, что «печенския старцы речныя воды вашы, что в Кандалашской волости, и лукевым, что меж нами есть, отдали на кортому Гашку Кирмоиву и кортомную дали»1. Действительно, по крайней мере с конца XVI в., незначительная часть угодий Кандалакшской волости (3 лука) принадлежала Печенгскому монастырю. Здесь же находил­ ся и монастырский двор. Ситуация, представленная в письме, может быть понята следующим образом. После приписки к Крестному Онежскому мо­ настырю Печенгского монастыря все угодья последнего, не исключая и кандалакшских, отошли к новому владельцу. По всей видимости, несмотря на произошедшие изменения, печенгские монахи попытались незначи­ тельную часть своих угодий использовать по собственному усмотрению, не принимая в расчет права нового хозяина. Угодья были переданы в арен­ ду кандалакшскому крестьянину Гашке (возможно, Агафону или Гавриле) Кирмоиву. Переписная книга Кольского уезда 1677/78 г. фиксирует в Кан­ далакше только одного крестьянина с такой фамилией - Савву Гаврилова сына Кирмоева2. Отец Саввы Гаврила Федотов сын Кирмуев упоминается и в ряде записей вкладной книги и как вкладчик3, и как страдательное ли­ цо, на которое в монастырскую казну поступила кабала4. Возможно, Гашка Кирмоив (письмо) и Гаврила Кирмуев (вкладная книга) являются одним и тем же лицом. Но, как бы то ни было, попытку печенгских старцев пере­ дать в аренду кандалакшскому крестьянину угодья игумен Иоасаф пресек. По словам игумена, «толки мы ему, Гашку, промышляти ныне не дали»5. Как видим, незначительный конфликт был вызван стремлением Кан­ далакшского монастыря контролировать все операции, происходившие с угодьями внутри волости. Невзирая на то что собственником (пусть и формальным) угодий бы Печенгский монастырь, игумен Иоасаф не допус­ тил перехода вод и сенных покосов в руки кандалакшского крестьянина. И в этом незначительном эпизоде нельзя не видеть желание монастыря пол­ ностью контролировать распределение угодий внутри Кандалакши. Конфликты между монастырем и волостью возникали не только на почве решения вопроса о распределении угодий, обеспечивавших эконо­ мическое благосостояние селения в целом, но и относительно вопроса о контроле за имеющимися в волости продуктовыми запасами. Экстремаль­ ные природные условия Кольского Севера не позволяли даже в минималь­ ной степени развивать здесь земледелие. Посадские люди и стрельцы Колы, 1РГАДА .-Ф . 1195. - Оп. З .- Д . 116. - Л. 2. 2Там ж е .-Ф . 1209.-О п . 1 .-Д . 15056.- Л . 27. 3 Вкл. кн. - Л. 203 об. 4 Там ж е .-Л . 150 об., 191 об. 5Там же. -Ф . 1195. —Оп. З .- Д . 116.- Л . 2. 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz