Никонов, С. А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII вв.: исследования и материалы : [в 2 частях]. Ч. 1 : Очерки истории / С. А. Никонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 324 с.

Глава V II. Кандалакшский люнастъфь в социальных конфликтах Отдельный сюжет нашего исследования составляет вовлеченность монастыря в локальные конфликты, участниками которых выступали представители того социального окружения Кольского уезда, от позиции которого зависело в немалой степени и экономическое благополучие мо­ настыря в целом. Речь, разумеется, идет о крестьянах и бобылях Канда­ лакши, а также о посадских людях и стрельцах Кольского острога. Обра­ щение к названному сюжету может позволить раскрыть как некоторые стороны сугубо монастырской повседневности, так и черты повседневной жизни тех «незаметных» лиц Кольского Севера, крестьян и посадских лю­ дей, чьи поступки, помыслы в немалой степени являлись основой всего социального порядка края в ту далекую эпоху. Сначала, полагаю, необходимо обратиться к локальным конфликтам, происходившим в самой Кандалакше. В Главе V уже обращалось внимание на то, что политика монастыря, стремившегося в послесмутное время закрепить часть бобыльского насе­ ления волости и угодья (возможно, все) за собой, вызывала протест со сто­ роны крестьянского населения Кандалакши. Крестьяне не только уничто­ жали межевые знаки, разделяющие сенокосные угодья и тонные избы, стоявшие по морскому побережью, на реках и озерах, но и стремились втя­ нуть в тягло тех бобылей, которые были «записаны» за Кандалакшским монастырем. В какой-то степени эта внутренняя борьба, развернувшаяся в волости, увенчалась для крестьян и бобылей успехом: с 60-х гг. XVII в. в разы сокращается бобыльское население монастыря. Вчерашние мона­ стырские бобыли втягиваются волостью в отправление всех денежных и натуральных повинностей. Да и сам монастырь, несмотря на льготную ме­ ру, содержавшуюся в жалованной грамоте Ивана Грозного, также несет ряд натуральных повинностей (прежде всего, подводную), наряду с про­ стым населением Кандалакши. Стремление монастыря держать под своим контролем все волостные угодья, как представляется, запечатлелось в письме игумена Иоасафа к строителю Крестного Онежского монастыря Исаии. Письмо датировано 1663 г. В соответствующем разделе исследования мы уже касались этого документа. Повторим, что причиной для отправки этого послания послу­ жил конфликт Кандалакшского и Соловецкого монастырей относительно вопроса о сенных покосах в Поякондской и Кандской губах. Покосы Кан­ далакшскому монастырю уступил Крестный Онежский, который, в свою очередь, их заполучил после приписки Печенгского монастыря со всем имуществом и многочисленными угодьями, находившимися в разных час­ тях Кольского уезда. Помимо «основной» темы, в письме содержится и 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz