Назин, И.С. Формирование северных трудовых ресурсов : уроки истории России (на примере Мурманской области) : [монография] / Назин И. С., Белевских Т. В., Бахтина А. Г., Беляев Д. П. – Мурманск : Баренц-пресс, 2017. – 101 с.

Значимость северных территорий резко возрастает в последнее время в силу высокого тактического и стратегического интереса к Арктике как со стороны России, так и мировой экономической общественности. Арктическая зона обладает, кроме всего прочего, мощным экономическим и геоэкономическим потенциалом. Однако исторически эти экстремально дискомфортные и удаленные территории были слабо освоены и заселены, что определяло ограниченность и специфику формирования «местной (локальной) рабочей силы» и потребовало создания определенных условий к трудовой миграции, привлечения значительных контингентов работников в отдельные периоды промышленного освоения северных территорий. В различные исторические периоды применялись разные подходы к осуществлению трудовой миграции на территории страны от жестко административных методов переселения и применения принудительного труда на Севере до реализации системы экономических стимулов по осуществлению территориальной миграции экономически активного населения. Понимание логики экономического развития Севера и истории формирования северного рынка труда, его особенностей на современном этапе, перспектив развития трудовых отношений позволяет решить текущие организационно-экономические проблемы рынка труда северных территорий Российской Федерации и модернизировать действующую на сегодняшний момент систему территориального регулирования занятости населения и оплаты труда с учетом стратегических интересов федерального уровня в Арктической зоне и тактических представлений региональной власти об устойчивом социально-экономическом развитии территорий северных субъектов. Уже неоднократно поднимался вопрос об экономической неэффективности и неадекватности современным рыночным условиям России системы территориального регулирования заработной платы, применяемой в отношении территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Объектами дискуссии выступают необходимость применения повышающих коэффициентов и их законодательное закрепление, функциональное назначение повышающих северных коэффициентов к заработной плате работников северных территорий и методологические подходы к их расчету, определение географии применения повышающих коэффициентов1* * * 5. 1 В 2004 году Минэкономразвития России предложило Правительству лишить северных надбавок жителей 13 регионов. По мнению руководителя ведомства Германа Грефа (на тот период), эти субъекты Федерации незаслуженно пользуются статусом северных территорий. Северные надбавки получают 41 регион (информация 2004 года). В Минэкономразвития считают, что лишь 28 из них действительно по своим природно-климатическим условиям могут быть отнесены к Крайнему Северу, а все остальные получили льготы в 90-е годы благодаря лоббистским усилиям губернаторов, «продавивших» соответствующие постановления Правительства Так, например, северные надбавки получают Башкирия и Курганская область, расположенные на одной широте с Воронежской областью Эксперты Министерства утверждают, что почти треть средств, ушедших на выплату северянам из бюджетов всех уровней в 2002 году, досталась отнюдь не северным территориям. Статуса северных территорий в рассматриваемый период могли лишиться Алтайский край. Вологодская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz