Наумлюк, М. В. Вторая мировая война и "окопная правда" американской литературы / М. В. Наумлюк // Воспитание патриотизма и гражданственности в отечественной истории: традиции и современность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. – С.35-38.

М.В. Наумлюк ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И «ОКОПНАЯ ПРАВДА» АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мировую войну в Америке и в американской литературе заметили не сразу. Изначально оказались популярны идеи изоляции от военных действий в Европе с целью сохранения страны и ее населения. Рузвельт в третий раз победил с лозунгом о том, что он обеспечит мир и ни один американец не погибнет на войне. Однако в Америку хлынули эмигранты, среди которых были великие писатели: Томас и Генрих Манны, Морис Метерлинк, Эрих-Мария Ремарк, Бертольт Брехт, - и идеи изоляционизма рухнули. Мощная и страстная публицистика европейцев ярко интернационального и антифашистского характера всколыхнула и американскую литературу. Появились первые художественные произведения самих американцев о войне, но в отсутствие реальных фактов, они носили поверхностный и плакатный характер, даже если были написаны такими признанными мастерами, как Джон Стейнбек или Лилиан Хеллман. Пирл-Харбор в декабре 1941 года уничтожил иллю­ зию непричастности и напомнил американцам, «по ком звонит колокол». Понимание войны приходит в американскую литературу позднее, когда возвращаются солдаты, осознаются безвозвратные утраты, когда внутренний мир пришедших с войны переполняется противоположными эмоциями: радостью жизни и ощущением горьких потерь. По меткому выражению одного из американских критиков, в вещевом мешке каждого солдата лежал свой роман о войне. Кто-то из фронтовиков выплеснул чувства стихийно, в первые послевоенные годы, кому-то понадобилось не менее десяти-пятнадцати лет. Среди них —Норманн Мейлер с романом «Нагие и мертвые» (1948), Джемс Джонс «Отсюда и в вечность» (1951), Герман Вук «Восстание на Кейне» (1951), Энтони Майрер «Однажды орел...» (1968). Для американских писателей-фронтовиков важно было рассказать всю, даже самую страшную правду о войне, так называемую «окопную правду», выразить ее в образах и словах, близких к реальности. Джеймс Джонс в многочисленных интервью подчеркивает стремление к правде: «Человеческий удел на войне и что она для нас значила - эта война, что значила на самом деле, а не в наших фантазиях о ней». Джонса, как и многих других, беспокоило, что разбогатевшая за годы войны Америка не воспримет «окопную правду» и довольно быстро под звон военных оркест­ ров превратит ее в героические легенды и присоединит к национальному мифу - Американской Мечте. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz