Наумлюк, М. В. Вторая мировая война и "окопная правда" американской литературы / М. В. Наумлюк // Воспитание патриотизма и гражданственности в отечественной истории: традиции и современность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. – С.35-38.

Правда, объединяющая произведения Майрера, Джонса и Мейлера, заключалась в том, что они изображали войну, абсолютно чуждую для большинства американцев. Место действия их романов удалено от континента: это тихоокеанский регион, Филиппины, Гавайи, Новая Гвинея, а, значит, несмотря на интенсивные военные действия, ничто не угрожает самой Америке. Мир, описанный в каждом из романов, экзотичен для простого американца, например, как у Мейлера: «Оперативную группу предупредили, что леса на Анапопее непроходимы... В глубине джунглей, как правило, росли гигантские деревья высотой почти в сотню ярдов... Жара и влага проникают во все поры растений, и листья вырастают до чудовищных размеров... Воздух в глубине джунглей неподвижный, стоячий, здесь вечно темно»1. Военный конфликт с японцами отходит едва ли не на второй план, поскольку главным становится преодоление солдатами природных препятствий. Враг напоминает о себе - это японцы, но на фоне конфликта человека с природой он почти нереален как некое обобщение чуждой силы. Столкновения лицом к лицу с противником практически не происходят, в основном, летают самолеты, рвутся бомбы и снаряды, никто не разоряет твой дом, не убивает твоих родных, а значит, ненависть к врагу - чувство неопределенное. Отсюда в американских романах писателей - фронтовиков нет и антифашистского пафоса. Позднее в конце 70-х годов писатель Уильям Стайрон, собиравший документальные свидетельства о войне и живший на континенте в 40-е годы, суммирует в романе «Выбор Софи» широко распространенные представления о неприятеле: «Совершенно верно то обстоятельство, что для миллионов американцев олицетворением зла в ту пору были не нацисты, а легионы японских солдат, которые словно раскосые бешеные обезьяны наводнили джунгли островов Тихого океана и угрожали амери­ канскому континенту, что представлялось куда более опасным, если не сказать мерзким, учитывая скверные привычки этих желтокожих»2. В сознание американцев, и солдат в частности, внедрялась ненависть на уровне знакомых ощущений и объяснений: японцы расово неполноценны, нецивилизованны, а потому - враги. Чувство патриотизма не свойственно солдатам из романов Мейлера, Майера, Джонса, и это понятно, так как в армию они приходят, не из любви к Родине, а спасаясь от Великой Депрессии, в поисках стабильной работы и жалования, поэтому и к войне относятся как к тяжелейшему труду. Пафос всех романов из «вещевого мешка» - антивоенный. Ненависть к войне простого американского солдата - это чувство, вызванное страхом смерти и противоположным ему острым желанием жить. Жизнь - это привычки и 1Мейлер Н. Нагие и мертвые. - М., 1976. - С. 51. 2 Стайрон У. Выбор Софии. - М., 1986. - С. 300. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz