Наумлюк, М. В. Художественный мир драматургии Каммингса / М. В. Наумлюк // Вестник центра американистики / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 38-41.

М.В. Наумлюк Художественный мир драматургии Каммингса Поэтический эксперимент становит­ ся составной частью драматургии Кам­ мингса. Он является автором трех пьес, в ко­ торых достаточно последовательно изла­ гает концепцию современной культуры. Каммингс не случайно обращается к дра­ ме, поскольку остро ощущает конфликт­ ность современной жизни и стремится свое представление о мире воплотить наи­ более универсальным и синтетическим способом. Драматургия привлекает Кам­ мингса возможностью создать игровую ситуацию, в которой бы соединились фи­ лософские, моральные, эстетические цен­ ности разных культурных эпох. Он созда­ ет драмы в традиционном для Америки жанре бурлеска, в котором серьезность философского содержания снимается бе­ зудержным смехом, а буйная фантазия перечеркивает реальность. В драматур­ гии Каммингс травестирует американс­ кие идеалы, пародирует классических ге­ роев, смеется над избитыми истинами. Он нарушает классические законы драмы, монтируя действия - картины по принци­ пу коллажа, добивается предельной ус­ ловности и зрелищности. Его драмы пе­ ренасыщены средствами выразительно­ сти, они очень экспрессивны по форме, он использует излюбленное соединение гра­ фики и слова: «First infrahuman creature: Gee-that’s SWELL! Second infrahuman creature: О - BOY! Third infrahuman creature: DE - cidedly!»2 Три человекоподобные создания не произносят, но подразумевают слово GOD - БОГ Даже в ремарках, которые не предназ­ начены для зрителей, Каммингс пользу­ ется звукописью: «А solitary rattling gushing hissing rumbling clanking steamshovel is rotating and plunging and rearing and wheeling and spewing»3 Поэтому, возможно, драмы Камминг­ са не считаются сценичными. Есть редкие произведения, которые концентрируют в себе пока еще неведо­ мые пути развития литературы. К таким относится ранняя драма Камингса «Он» («Him», 1927). В этой пьесе автор выст­ раивает систему повторяющихся обра­ зов, одновременно словесных и ярко изоб­ разительных, каждый из которых универ­ сально воплощает одно из течений или направлений литературы. Так, декорация первой сцены, изображающая доктора - анестезиолога и спящую пациентку, чьи натуральные головы мы видим в отвер­ стиях намалеванной картины, есть люби­ мый сюрреалистами и кубистами образ «анестезирующего взгляда». Он характе­ ризует ведущий принцип кубизма - все «расчислить, сосчитать, анатомировать», как полагали Дали иЛорка, и одновремен­ но сюрреалистическое явление бессозна­ тельного, где искусство - клиника, худож­ ник - врач. Каммингс изображает мир в со­ стоянии хаоса и с первого акта пьесы за­ являет, что бытие абсурдно. Символом абсурда становятся три старушки, три мойры, которые раскачиваются в крес- лах-качалках, ведут бессмысленные раз­ говоры о гиппопотамах, Святом Фрейде, лимонном пироге, Наполеоне и управля­ ют мирозданием. Предвидя образы, ха­ рактерные для абсурдистской драмы, Каммингс рисует увечных героев - ма­ рионеток, с невнятной речью, разорван­ ным сознанием. Много позже мы встре­ тим их на страницах «Лысой певицы» Ионеско и в драме Беккета «Счастливые деньки», «Стулья». В пьесе Каммингса аб­ сурдные герои - это два бизнесмена Билл и Уилл, которые надевают и снима­ ют маски, подменяют друг друга, пароди­ руют дешевые клише популярной мелод­ рамы, раздваиваются, множатся на гла­ зах, неуловимо напоминая образы Энди Уорхолла 50-х годов: тиражированные бутылки кетчупа или «кислотные порт­ реты» МерилинМонро. Задолго до появ­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz