Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

тремя персты, —писал по этому поводу протопоп Авва­ кум, — кланяется первому зверю папежу и второму рус­ скому, творя их волю, а не божию, или рещи: кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу. В ней же бе, шепоти, тайна сокровенная: зверь и лжепро­ рок, сиречь: змий — диявол, а зверь — царь лукавый, а лжепророк — папеж римский и прочий подобии им». Поэтому всякий, «крестящийся тремя перстами, будет мучен огнём и жупелом». Подобным же образом Аввакум осуждал введенную Никоном трегубую аллилуйю и прочие его реформы, призванные согласовать русское богослужение с практикой других православных церквей. Через все его послания и челобитные красной нитью про­ ходило стремление связать эти реформы с латинством, с учением и практикой католической церкви, с «фряж­ скими» или немецкими порядками. «Ох, ох, бедная Русь! —восклицал он. —Чего-то тебе захотелось немец­ ких поступков и обычаев?» Аввакума поддержали Стефан Вонифатьев и Иван Неронов. В своих проповедях они представляли Никона жестоким и честолюбивым искателем власти, мучителем православных христиан. Никон расчётливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и вскоре он умер в Никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, кото­ рому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяс- лавле-Залесском. Из всех сторонников старой веры самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. За свои взгляды он был лишён места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже в сентябре 1653 года его отправили в ссылку в Тобольск, откуда через три года он был переведен в Восточную Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду 635

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz