Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666 году был созван Церковный собор, на который пат­ риарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся», тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддер­ жали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор, проходивший с 1666 по 1667 год, поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора поста­ новили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666 — 1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви. Протопоп Аввакум Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум — Аввакум Петров (годы жизни: 1620—1682 гг.). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторон­ ником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка рев­ нителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царём Алексеем Михайловичем. Первые же действия нового патриарха Никона убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия самого Никона. Отмена двоеперстия мгновенно вызвала повсеместное негодование. О Никоне заговорили как о «латыннике», предтече антихриста. «Всяк бо, крестяся 634

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz