Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

на тот факт, что на идолах этого храма были нанесены надписи, выполненные «особыми», негерманскими рунами. Ибн Фодлан — арабский писатель и путешественник X века, говоря о славянах конца первого тысячелетия нашей эры, указывает на существование у них намогиль­ ных надписей на столбах. Другой арабский учёный Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надпи­ си, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимов- ская надпись). В чешской песне «Суд Любуши», сохранившейся в списке IX века, упоминаются «дески правдодатне» — законы, записанные на деревянных досках некими пись­ менами. На существование у древних славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фраг­ ментами надписей, принадлежащей черняховской архео­ логической культуре, однозначно связанной со славяна­ ми и датируемой I—III веками нашей эры. Знаки на этих находках были определены как следы письменности. Примером «черняховского» славянского рунического письма могут служить обломки керамики из раскопок у села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представлявший собой, вероятно, осколок сосуда. Зна­ ки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент сосуда оказался слишком мал для исследования обнару­ женной надписи. Чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у села Войско­ вое (на реке Днепр). На его поверхности имеется над­ 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz