Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ным антисемитом Павлом (Паволакием) Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплёку этого убийства и занялась перепечаткой циркулировавших сре­ ди населения Дубоссар слухов, поддерживавших эту вер­ сию. Так, в частности, сообщалось, что труп мальчика был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами верёвок на руках. Выдвигалось предпо­ ложение, что подросток был похищен и обескровлен евре­ ями с целью использования его крови для приготовления мацы —бездрожжевого хлеба, который евреи потребляют во время Песаха (Пасхи). В одной из статей писалось, что один из убийц-евреев был уже пойман и рассказал о дета­ лях преступления. Статьи вызвали бурные волнения сре­ ди жителей города и усилили существовавшие предрас­ судки и суеверия против евреев. Появились опасения, что подобное убийство может произойти и в Кишинёве. По требованию следователя, установившего к тому време­ ни отсутствие ритуального характера убийства (настоя­ щий убийца был найден позднее —мальчика убил его дядя из-за наследства), в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыс­ лов. Приводились результаты вскрытия, показавшего, что подросток погиб от множественных колотых ран, а не от кровопотери, отсутствие надрезов, швов на глазах и тому подобное. Опровержение помогло прояснить об­ становку, но не успокоило волнения —многие горожане сочли его попыткой властей скрыть преступление под дав­ лением евреев. Тем временем в городе прошёл слух, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали доб­ ропорядочных христиан к активным действиям против 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz