История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Табаченко Л. В. Посол от князя Курбского дорит был прославлен в лике преподобного с установлением дня его памяти 17/30 августа. Как отмечает епископ Митрофан (Баданин), мученика Феодорита мож­ но назвать и страстотерпцем [3], претерпевшим страдания «н е от гоните­ лей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, за­ говора» [5, с. 105], а именно от своей братии и идейных противников «не- стяжательства». В повести-житии о Феодорите отражены также и другие типы святости, в частности учительство - апостольское служение. Причем, как подчеркива­ ет В. Н. Топоров, преемственность первоапостольской традиции в деятель­ ности святых «обнаруживает себя прежде всего в самом явлении обраще­ ния к языческим народам, не знакомым с христианством и чуждым ему, на их родном языке» [6]. Феодорит проповедует саамам на их языке: «прихо­ дящих к нему оныхъ глубокихъ варваровъ наказуетъ помалу и нудит на веру Христову, понеже искусенъуже былъ языку ихъ» [4, с. 379], затем крестит же­ лающих: «Произволившихъ же некоторых оглашаешь к пути спасенному и потом присвещает святым крещением» [там же]. Впоследствии «науча ихъ писанию и молитвы нгъкоторые привелъ им о т словенъска въ их языкъ» [там же] (гипотезы о характере несохранившихся образцов письменности и переводов см. [2, с. 196; 3, с. 7]). В. В. Калугин отмечает, что « в жанровой системе древнерусской агио­ графии, унаследованной от византийской литературы, существовал особый тип исповеднического жития. Его герой - проповедник христианства в язы­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz