История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Отражение жанровых особенностей жития в повести «О преподобном Феодорите священномученике» князя Андрея Курбского Под его пером наметилось превращение жития в историко-биографическое повествование, прославляющее мучеников не столько религиозной, сколь­ ко политической идеи» [2, с. 204]. Особенностью повествования о Феодо­ рите является и совмещение в нем признаков нескольких агиографических жанров, связанных с различными типами святости. В связи с этим мы проанализируем, черты каких типов житий отражены в повести о Феодорите, насколько этот текст соответствует общему агио­ графическому канону, в чем состоят основные отступления от него и какова трансформация традиционных житийных мотивов и общих мест. С житием повесть Курбского сближает, прежде всего, ее нацеленность на доказательство святости Феодорита. Поскольку все жития строятся на основе категории святости, тип святости определяет тип жития, его жанро­ вую разновидность. В первую очередь, это мученическое житие - мартирий, так оно было задумано Курбским. Это обусловлено всей композицией «Истории о вели­ ком князе Московском», во вторую часть которой и входит рассматривае­ мый текст, поскольку одной из композиционных особенностей «И сто ­ р и и ...» стала антитеза «мученик - мучитель» (см. об этом [2]). Первой части - «антижитию» Ивана Грозного - противопоставлена вторая часть - мартиролог «новоизбиенных мучеников», погибших от рук царя: это, в частности, главы «О побиении княжеских родов», «О побиении боляр- ских и дворянских родов». В четвертую главу - «О страдании священному- чеников» - наряду с мартирием о митрополите Филиппе входит рассматри­ ваемый текст, предваряя Заключение, содержащее обличение тирана и про­ славление мучеников. Этой главной антитезе «Истории о великом князе Московском» соот­ ветствует и гипотеза о мученической смерти Феодорита. Курбский пишет, что, по одной версии («нецы глаголютъ»), Иван Грозный, когда Феодорит «воспомянул тъч то о мшъ (Курбском. - Л. Т.)... восклехъталъ, яко дивий вепрь, и воскрежеталъ неистово зубами своими и абие повелел таковаго свя­ того мужа в реце утопити. И сице приялъ мученичества венецъ и получилъ второе крещение... » [4, с. 390]. Правда, Курбский не отрицает и другую версию: « . . . тихою испокойною смертию о Господгь почилъ онъ святымужъ» [там же]. И действительно, Феодорит скончался на Соловках 17/30 августа 1571 г., пишет епископ Митрофан (Баданин), ссылаясь на запись в Соловец­ ком патерике и на утерянную ныне надпись на могильной плите близ южной стены Преображенского собора Соловецкого монастыря [3]. В 2003 г. Фео- 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz