История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Миссия Северного полюса (1855-1869 гг.) и ее первый префект - Степан Степанович Джунковский ропе. К концу своего царствования он даже обдумывал возможность перей­ ти в католическую веру и взять с собой своих русских подданных в союз с Римско-католической Церковью.1Николай I, его брат и преемник, напро­ тив, явился стойким противником католицизма, и во времена его правления Польша часто бывала источником волнений и беспорядков - не только по причине репрессий властей в отношении польского национализма и поль­ ской независимости, но и потому, что католицизм сопротивлялся контролю государственной власти над религиозной жизнью населения. Во время Польского восстания 1830-1831 гг. униаты украинских, белорусских и ли­ товских областей поддерживали поляков. Николай I подавил Польское восстание, отменил польскую Конститу­ цию и предпринял усилия для лучшего интегрирования Польши в состав империи. Официальная политика властей, направленная против католиче­ ской веры, побудила некоторую часть российской интеллигенции более внимательно изучать католицизм, чтобы попытаться понять истоки разли­ чий между Россией и Западом. В 1836 г. Петр Чаадаев в своих «Философи­ ческих письмах» писал о культурной изоляции и отсталости России. Он убеждал, что русские не имеют за собой исторического прошлого, настоя­ щего и будущего, что Россия так ничего и не внесла в сокровищницу миро­ вой культуры. Виновницей культурной изоляции России Чаадаев считал Православную Церковь, которая, по его мнению, стремилась отгородить страну от развития в направлении Европы, в то время как Западная Европа извлекала огромную пользу из духовного развития Католической Церкви, стремившейся к вовлеченности в разрешение этических вопросов и соци­ альных проблем своего времени. Подытоживая свои мысли, Чаадаев указы­ вал, что России следует признать католическую веру, чтобы таким путем воссоединиться с западным сообществом и попытаться преодолеть собст­ венную отсталость.2 По распоряжению царя Петр Чаадаев был объявлен душевнобольным, но его выступление задало тон последовавшим за его письмами жарким спо­ рам славянофилов и западников в конце 1830-х - в 1840-х годах, несмотря на тот факт, что оба лагеря отвергали чаадаевскую апологию католицизма. Сла- 1 См.: Walicki Andrzej. The religious Westernism of Ivan Gagarin» / / The cultural gradient. The transmission of ideas in Europe, 1789-1991 / Evtuhov Catherine, Kotkin Stephen (red.). Lanham Md., 2003. P. 34. 2 A Source Book for Russian History from Early Times to 1917 / Vernadsky George et al. (red.). New Haven; London, 1972. Vol. 2. P. 566-567. 173 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz