История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Бабалык М. Г. ются хмельное питие, отнимающее контроль над телом, табак, дурманящий мозг, пропитывающий тело смрадом, и матерная «л а я » , оскверняющая уста. Для большего устрашения читателей авторы нравоучительных сочине­ ний порой делают акцент на невозможности покаяния и страшном воздая­ нии за пристрастие к этим порокам. По происхождению данные тексты разнородны. Так, сочинения XVII в. о хмеле1восходят к «Слову о хмеле» (в рукопи­ сях: «Слово о высокоумном Хмелю и худоумных и нестройных пияницах», «Слово Кирила-философа ко всякому человеку», «Слово святаго филосо­ фа о Хмелю», «Повесть дивна древних и премудрых мужей о Хмеле», «П о ­ весть о высокоумном Хмеле»2) - памятнику, известному со второй полови­ ны XV в., один из списков которого принадлежит руке известного кирилло- белозерского книгописца Ефросина (70-х гг. XV в., РНБ, Кирилло-Белозер- ское собр., № 9/1086. Л. 517-519 об.). Отличительными чертами «Слова о хмеле», по наблюдениям Т. А. Махновец, являются персонифицированный образ Хмеля и его монолог, по сути представляющий собой проповедь про­ тив пьянства.3 Повести о табаке - это цикл сочинений о происхождении и распростра­ нении табака, направленных против курения, возникших предположитель­ но в XVII в.4В основе их сюжета лежат представления о произрастании раз­ личных растений на могилах умерших людей: полезных и благоухающих - на могилах праведников, вредных и зловонных - на могилах грешников. Та­ бак, согласно этим легендам, вырастает из тела блудницы.'' «Слово (поучение) о матерной брани» - памятник, возникший предпо­ ложительно также в XVII в., поскольку более ранних списков его пока не об­ наружено.6Матерная брань для русского религиозного сознания являлась признаком порочности и принадлежности к миру зла. Об этом свидетель­ ствуют и книжные, и фольклорные источники. Ее осуждение в памятниках письменности зафиксировано с XV в. Например, в грамоте митрополита 1 Имеются в виду такие тексты, как «Повесть о хмеле», «Притча о хмеле», «Послание к некое­ му иноку о Хмеле», «Повесть о вине» и др. 2 Махновец Т. А. Слово о хмеле / / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вто­ рая пол. XIV-XVI вв. Ч. 2. Л-Я. Л., 1989. С. 405-408. Там же. 4 Волкова Т. Ф., Понырко Н. В. Повести о табаке / / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII век), ч. 3. СПб., 1998. С. 44-47. Там же. 6 Буланин Д. М. Поучение о матерной брани / / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII век), ч. 4. СПб., 2004. С. 535-539. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz