История просвещения Европейского Севера : восьмые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, пос. Умба - с. Варзуга Терского района Мурманской области, 28-30 августа 2015 года / [под ред. архим. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2016. - 231, [3] с. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 8).

Сочинения о хмеле, брани и табаке в севернорусских рукописях XVII-XX вв. в них отводится сочинениям дидактическим, учительным, душеполезным, прививающим читателю идеал христианской нравственности и чистоты. Среди них выделяются памятники, посвященные осуждению таких по­ роков, как пьянство, матерная брань, курение табака.1 Корпус текстов на эти темы в XVII-XVIII вв. составляет несколько десятков произведений, от­ носящихся к разным жанрам: повести, поучения, духовные стихи, поэмы, сатиры и т. д. Причины оформления этого литературного корпуса на пере­ ходе от Средневековья к Новому времени разнообразны, но главная из них заключается, вероятно, в стремлении сохранить древнерусские нравствен­ ные устои в период активной европеизации. Наш доклад посвящен памятникам о хмеле, табаке и матерной брани в списках XVII-XX вв. севернорусского происхождения из хранилищ Петрозаводска, Вологды, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Важно отметить, что такие сочинения получили распро­ странение и на побережье Белого моря, о чем свидетельствуют материалы археографической экспедиции Пушкинского Дома в 1969 г.2 Поскольку тема доклада заявлена достаточно широко, ограничимся кратким обзором этих рукописных источников. Сочинения на указанные темы имеют обычно следующие заглавия в ру­ кописях: «Поучение Иоанна Златоуста о злой лай матерной», «Слово свя­ тых отец о ползе душевней ко всем православным християном», «О сквер- нословцех», «О пьянстве», «О хмеле», «Повесть зело полезна о хмелю и пьянстве сказаема от некоего философа», «Повесть о табаке», «О мер- ском проклятом былии табачной травы, откуда зачалась и как рассеяся по вселенней» и т. д. Для этих памятников характерны увлекательность сюжетов и назида­ тельность. Скрепляет их одна общая тема - смертного греха и наказания за него. Во всех памятниках подчеркивается дьявольская природа перечислен­ ных пороков. Чтобы погубить православных, дьявол ищет средства, с кото­ рыми бы не справилась христианская молитва. Такими средствами оказыва­ 1 Историю изучения этих памятников и библиографию см.: Волкова Т. Ф., Понырко Н. В. Повести о табаке / / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII век), ч. 3. СПб., 1998. С. 44-47; Махновец Т. А. Повесть о Хмеле / / Там же. С. 212-213; Махновец Т. А. Послание к некоему иноку о Хме­ ле / / Там же. С. 262-263; Буланин Д. М. Поучение о матерной брани / / Словарь книжников и книж­ ности Древней Руси. Вып. 3. (XVII век), ч. 4. СПб., 2004. С. 535-539; там же в разделе Дополнений на с. 768 «Повести о табаке», на с. 779 «Повесть о Хмеле», на с. 782 «Послание к некоему иноку о Хмеле». : См.: Гребенюк В. П., Рождественская М. В. Отчет об археографической экспедиции на помор­ ский берег Белого моря в июле 1969 г. / / ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 319-321. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz