Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы­ ческими действиями, приемами местной практической магии331. Таким образом, перед нами две ясно выраженные спе­ цифические духовные составляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол большинство жителей Крайнего Севера. Искренняя, го­ рячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в парадоксальном согласии с непомерной гордостью. По­ казательно, что это абсурдное сочетание, этот немысли­ мый для христианства духовный симбиоз, породивший на Севере Руси трагедию беспоповской веры, справедливо получил характерное название - «Поморское согласие». СИТУАЦИЯ Итак, вернемся к ситуации, в которой оказался архие­ пископ Холмогорский и Важский Варнава (Волатковский), когда в конце 1724 года получил Указ Святейшего Прави­ тельствующего Синода произвести освидетельствова­ ние мощей преподобного Варлаама Керетского. Владыке предстояло освидетельствовать мощи, находящиеся на территории села, абсолютное большинство населения ко­ торого пребывало в расколе с Православной Церковью. Отношение к официальной церковной духовной вла­ сти в это время со стороны приверженцев «Выговского (Поморского) согласия» хорошо иллюстрирует бытовав­ 331 Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призывать духа нечистого: «Беля, беля, беля, белолапко!». И так до тех пор, пока не почувствуется струя ветра и парус «зарябит». 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz