Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

«ПОВЕДАЛ НАМ...» «Поведал нам некий муж...» - именно так, как мы пом­ ним, начинается описание чудес Варлаама Керетского, за­ писанное со слов в 1664 году неким агиографом XVII века. Кто же он, этот неведомый автор, которому все это «пове­ дал» керетчанин Петр Буторин? Мы знаем, что активную роль в прославлении преподобного Варлаама сыграл Со­ ловецкий монастырь в лице архимандрита Сергия (Шело- нина). Еще в 40-х - 50-х годах XVI века, на основании жи­ тия святого, им был написан «Канон преподобному Вар­ лааму, новому чудотворцу Керетцкому». Где ж, как не в Керети, должны были хорошо знать архимандрита Сергия и почитать память преподобного Варлаама и иных север­ ных святых молебными песнопениями по текстам его ка­ нонов? Тем более, что сама Керетская волость с 1635 года полностью принадлежала Соловецкому монастырю308. Можно предположить, что и свидетельства о вышеупо­ мянутых чудесах «Петр Буторин поведал» архимандриту Сергию, для чего Петр должен был посетить Соловецкий монастырь. Во всяком случае, эту запись чудес мог произ­ вести кто-то из грамотеев «книгописной палаты» мона­ стыря, «о существовании которой источники определен­ но говорят, начиная с середины XVII века»309. Допуская предположение о личном участии старца Сергия в записи чудес, следует заметить, что упомяну­ тое «Поведание от чудес преподобного Варлаама Керец- кого чудотворца » не отличается тем особым словесным 308 «В 1535 году монастырю были отданы царем и оставшиеся три четверти волости с крестьянами и со всеми угодьями». История Соловецкого монастыря. C.127. 309 Сапожникова О. С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина // Книж­ ные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 180. 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz