Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

шего к жизни вечной души своих своевольных чад. И, что­ бы убедились мы в несомненной верности слов тропаря «Канона», повествующих о том, что свою братию, приняв­ шую лютую смерть от разбойного меча, Трифон «Христу чистыми представил». ОЧИЩЕНИЕ МОРЕМ Итак, Варлаам, возвестив в пророчестве волю Божию, поведал Трифону и о своем желании покинуть Печенгу. Но мы знаем из Жития, что в это время и Трифон, «до­ брый преподобный отец, взяв с собою некоторых от бра­ тий, отыдоша во страны Великого Нова града»194. Однако прямых указаний о том, что они вместе поки­ нули Печенгскую губу, в «Канонах» мы не обретаем. В то же время в «Каноне преподобному Варлааму» есть один довольно примечательный стих, повествующий не только о духовной помощи, оказанной Трифону Варлаамом, но и о совместном их морском плавании в «пустыне моря». «Естеством добродетелей, любве сопрягся [соеди­ нился] отцу Трифану в духовных ему исправлениях [исправлениях или подвигах], в пусте море [в пусты­ ни моря] с ним оземствуяся [пребывая в ссылке, из­ гнании], с причастное души [унаследованное душой] очищающе». Другими словами, смысл этого тропаря можно изложить следующим образом. Любовь - есть естество добродетели, ее сущность. Варлаам в такой добродетельной любви соединился с отцом Трифоном, и придя ему на помощь, принял участие в духовном его изменении, исправлении, подвиге. Оказавшись с ним 199 Житие прп. Трифона. С. 111. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz