Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

ет —тишина, молчание. Именно для приобщения к «свя- щеннобезмолвию», для молитвенного Богообщения была построена Трифоном Успенская пустынь в стороне от мо­ настыря. «У церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в пу­ стыни, куда часто отходил я на Богомыслие и молчание»185. Так же и «Канон...» упоминает, что преподобный обладал даром внутреннего молитвенного делания: «Ты же сие терпя, отходиши во внутреннюю пустыню»186. Пятнадцать лет процветал этот лопарский монастырь на Печенге, там, где в нее впадает река Мана. Он просу­ ществовал до 1549 года, то есть пока сюда, в этот монас­ тырь, не пришла нежданная беда в лице буйной братии Кольского монастыря. В конечном итоге, уже в отсутствие Трифона, его любимое детище закончит существование в связи с началом строительства ниже по течению реки Пе- ченги, в ее устье, нового монастыря с иным укладом мо­ настырской жизни. МЯТЕЖНЫЕ ДНИ НА ПЕЧЕНГЕ «Феодоритовские» «нечеловеколюбивые мнихи», пе­ реместившиеся к осени 1548 года из Колы на Печенгу, принесли с собой в Печенгские края и иной настрой, иной дух монастырской жизни. Сытая жизнь «от имений» и забвение «устава отцов-основателей», поразившие к 50-м годам XVI века большинство монастырей в Подмосковье, действовали разлагающе на братию новых северных мо­ настырей187. 185 Житие прп. Трифона. С. 114. 186 Канон прп. Трифону. Л. 94. 187 «Ведь по всем монастырям сперва начальники установили крепкое житие, да впослед­ ствии разорили его любострастные» (Письмо Иоанна IV игумену Косьме//Акты исто­ 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz