Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

называемой «боевой магии»1- «чаровании бесовских» было использовано лопарскими нойдами (колдунами) в полную силу. С этим лопарским искусством «страшащих видений» впервые столкнулся еще в 1352 году на берегах Онежско­ го озера и самый первый просветитель лопарского пле­ мени преподобный Лазарь Мурманский2. Как позже рассказывал своим ученикам авва Лазарь, помимо того, что «многие скорби и биения и раны пре­ терпел я от тех звероподобных мужей», еще они, «окаян­ ному знанию бесовскому приобщенные, многие мечты и видения мне делали». Интересно, что и в те времена тре­ бование язычников было тем же: «Калугере (старец, мо­ нах. -Авт.), отрекись от места сего... И хотели меня сыро- ядцы убити и тело мое в еду себе сотворить»3. ' Возможности использования против неприятеля колдовских при­ емов («боевой магии») лапландцев в XVII веке всесторонне изуча­ лись учеными Шведского Королевства. См. Scheffer, Iohanne. The History of Lapland. Gerhard, 1674. 2 Преподобный Лазарь Мурманский (1286-1391), грек, постриженик Высокогорского монастыря в Константинополе. В 1348 году отправ­ лен с поручением из Кесарии в Новгород, где остался подвизаться под началом Новгородского епископа Василия. По смерти Владыки, по знамению Божьему, удалился на Север, к острову Онежского озе­ ра под названием Мурма. Здесь «около Онеги жили Лопь и Чудь, страшные сыроядцы. Много скорбей, биений, ран и досад претерпел он от этих звероподобных людей» (Арх. Филарет (Гумилевский). Рус­ ские святые. Чернигов, 1864. С. 60). Заступничеством Божьей Мате­ ри преподобный Лазарь выстоял. Основанный им Успенско-Онежс- кий Муромский монастырь просуществовал до XX века. 3Харузин. С. 18. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz