Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы)»1. Интересно в этой связи наблюде­ ние нейтрального очевидца - журналиста Архангельских губернских ведомостей в 1861 году в его заметке «О пе- ченгских лопарях»: «Другое обстоятельство, на которое нахожу нужным обратить внимание читателя, - это раз­ витая здесь плешивость. Головы многих лопарей букваль­ но голы, как ладонь. Явление это я встречал, правда, и в других погостах, но гораздо реже, чем в Печенге»2. Преподобный неоднократно подвергался смертель­ ной угрозе, «но Бог хранил его. Когда он приходил к ним (лопарям), они отводили его на ночлег к медвежь­ ей берлоге, подмешивали сору и всякого зелья в еду и питье, которое он употреблял, и всячески мучили его»3. И, конечно же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - всяческие устрашения: «...яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще ». И, надо думать, искусство так 1Харузин. С. 210. Предание это, несомненно, отражает реальные со­ бытия, сопровождавшие евангельскую проповедь Трифона. Что же касается плешивости, то Господь отметил ею северных аборигенов много раньше, поскольку еще историк древности Геродот писал о них: «Народ же оной есть плешивы родятся, и называют их арги- неи. И тако далеко мир и земля известны» (Цит. по: Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. С. 44). 2 Соловьев К. Очерки Архангельской губернии //Архангельские гу­ бернские ведомости. Арх„ 1851. № 3. 3Филиппов. С. 263. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz