Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

противодействия: «Не терпит древний супостат человечес­ кого рода, очами завистливыми зряща благочестие возрас- таемое» Приходится признать, что на уровне духовном си­ лам тьмы было попушено Богом породить «нечто» разру­ шительное, питающееся людскими пороками и страстями, своевольными желаниями и гордым самомнением. Мы ра­ нее назвали и имя этого древнего духа - Маммона2. На по­ рабощение людей именно этим духом указал Господь наш Иисус Христос как на наибольшую опасность. Служение «маммоне» несовместимо со служением Богу: «Никакой слуга не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13). Это «нечто» явило себя к середине XVI века именно как некий сгусток «духа мира» - разрушителя монасты­ рей. Впервые шествие этого «разрушителя» было отме­ чено на Соловках около 1548 года. Вследствие неких, со­ крытых от нас в подробностях писателем Жития, бед­ ственных событий игумен Филипп оставляет игуменство и уходит в пустыню: «...яко ваши нравы, братия, моим нра­ вам не согласуются»3. Очень быстро, практически сразу за этими «нестрое­ ниями» на Соловках, это «нечто» в 1549 году перекиды­ вается в Колу, к блаженному Феодориту, где происходит известный бунт братии Троицко-Кольского монастыря. 1Курбский . С. 333. 2«Маммона, Маммон - название сирского божества богатства» (Про­ тоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь (Репринт.). М., 1993. С. 297). 3Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митрополита Фи­ липпа Сергия Шелонина// Книжные центры Древней Руси. Соло­ вецкий монастырь. СПб., 2001. С. 370. 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz