Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Ну да вернемся к вынесенному в название этой гла­ вы вопросу: «Кто разорил монастырь»? УБИЙЦА МОНАСТЫРЕЙ Размышляя об истории тех немногих православных монастырей, кои дерзали закрепиться на Лапландской земле, на территории нынешней Мурманской епархии, нельзя не обратить внимания на их традиционно небла­ гополучную судьбу. Безусловно, должна быть и некая скрытая причина такого упорного сопротивления север­ ных земель любому, кто попытается принести сюда свет Веры Христовой. Попробуем ненадолго отступить от на­ учно-исторического подхода в нашем исследовании и по­ говорить о том, что касается, как пишет автор Жития, «благоволения судеб Божьих неисследомых». Предания народов земли, касаясь особенностей духов­ ного пространства Севера, не скрывают того, чьи здесь исконные владения: «ребра северовы», «колдовское луко­ морье» - древняя вотчина князя тьмы. Вспомним проро­ ка Исайю, вещавшего о беззакониях сатаны: «Денница, сын зари! Говорил в сердце своем: вознесу престол мой и сяду на горе высокой в сонме богов, на горах высоких на краю севера» (Ис. 14, 13). Сегодня мысленно возвращаясь к тем давним событи­ ям, связанным с попытками основать монастыри на Край­ нем Севере, нашему взору удивительно ясно открывается некая жесткая схема противодействия этому процессу со стороны сил князя бесовского. «Умный современник князь Курбский»1очень точно называет скрытые причины этого 1Карамзин. Кн. 2. С. 418. 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz