Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

НАСТОЯТЕЛЬ Игумен Гурий принял крест управления этим непрос­ тым монастырем одновременно с возвращением на Печен­ гу преподобного Трифона. Висторических документах имя игумена Гурия впервые появляется в Жалованной грамо­ те царя Ивана Васильевича Троицкому Печенгскому мона­ стырю 1556 года, ноября 21: «...пожаловал есмя нашего царского богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурман­ ского рубежа, Пресвятые и Живоначальныя Троицы Пе- ченгскаго монастыря игумена Гурия с братиею». Преподобный Трифон вернулся на Печенгу только весной 1557 года, когда открылась навигация на Севере. Тогда как Гурий прибыл в Печенгский монастырь как настоятель сразу после встречи с Иоанном Грозным уже осенью 1556 года. Житие ясно говорит о том, что братия уже вместе с игуменом встречали Трифона в монастыре как своего благодетеля и «препитателя». «Игумен оке и братия о пришествии его славяще святую Троицу, преподоб­ ного отца Трифона благодарствовали». Аудиенция у царя, приведшая к получению монасты­ рем Жалованной грамоты с обширными дарениями и льготами, как мы уже упоминали ранее, состоялась во многом благодаря другу и сподвижнику Трифона Печен­ гского преподобному Феодориту Кольскому, находивше­ муся в это время при дворе Иоанна Грозного. Преподоб­ ный Трифон в Москву прибыл не один, а «со единопут­ ным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком», им-то, надо полагать, и был представленный царю на утверждение будущий настоятель монастыря Гурий Печенгский. Ранее мы упоминали, сколь сильное впечатление на царя произвело произошедшее накануне чудо, когда 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz