Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

ценностей в Успенской пустыни не было. Кому понадо­ билось убивать древних старцев, осквернять могилу? В пустыни оставили дозорных, но враг так больше и не появился. «Видимо, действительно это были какие-то морские пираты, зазимовавшие где-нибудь неподалеку в норвежских шхерах», - так рассуждала монастырская бра­ тия о случившейся трагедии ‘, собираясь вечером 9 декаб­ ря в трапезную на вечерю. Молча вошел игумен Гурий, иеромонах Пахомий, иеродиакон Иосиф. Помолились. Игумен благословил трапезу и подошел к аналою указать чтец}' очередное поучительное чтение. В упомянутом ранее поэтическом предании, впервые опубликованном в 1895 году, говорится о том, что игумен «взял святую книгу и только что раскрыл там, где у него была закладка, как побледнел, зашатался и упал на зем­ лю...»2Подбежавшая братия увидела, что вместо заклад­ ки в книге лежит поминальный список с их именами как «об убиенной братии монастыря», где первым стоит имя игумена Гурия. И письмена на записке кровавого цвета. «Поднялись плач и смятение, но настоятель твердо при­ казал всем идти в церковь и там вместе с братией пал перед иконами»3. Зазвучали покаянные псалмы повечерия. Все чувство­ вали, что приближается нечто неотвратимое и страшное. Через несколько дней исполнится ровно шесть лет, как 1 «По побережьям Норвегии до Нордкапа Дания держала флотилии каперов, грабивших “ангилейских и барабантских гостей”, шедших с товарами к московскому царю в Колу и на Двину» (Штаден Ген­ рих. О Москве Ивана Грозного. JL, 1925. С. 15). 2Львов Е. По Студеному морю - поездка на Север. М., 1895. С. 177. 3Там же. С. 177. 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz