Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

сложения»1. Нет сомнений в том, что Трифон был муж­ чиной богатырского телосложения. Однако священничес­ кие облачения ему лично были без надобности. Скорее всего, в них служил «сопостник» Трифона - Иона Печен- гский. Или же тот иерей Иларион, который освятил цер­ ковь святых Бориса и Глеба в 1565 году и упомянут в над­ писи на «храмозданном» кресте2. Ныне многие из этих реликвий находятся в Финлян­ дии, в Музее Православия в городе Куопио. Кроме Грамоты обитель Трифона, по Житию, была одарена « колоколами и церковной утварью богато <...> И прииде Преподобный морем в обитель свою». «Морем» - это значит, что Трифон задержался «во вселенной» до весны 1557 года, когда открылась навигация на Севере. Види­ мо, груз пожертвованных колоколов и всего прочего был слишком велик для оленьих райд и путь морем от Холмо- гор на Северной Двине к монастырю на Печенге оказал­ ся предпочтительнее. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРИФОНОВСКАЯ» Именно такая икона упомянута в «Пространном меся­ цеслове» Н. Д. Тальберга, с днем почитания ее 1 февраля. Также приведено и следующее пояснение: «Недалеко от ус­ тья р. Пашич в скалах находится пещера, освященная мо­ литвами преподобного Трифона Печенгского, или Кольс­ кого. В пещере находилась старинная икона, по преданию, принадлежавшая святому подвижнику. Особенно почитали 1Заметки о Мурманских поселениях. Из отчета Коллежского Секрета­ ря Островского в 1880 году / / Живая Арктика. Апатиты, 2002. С. 30. 2«...Освящена, как свидетельствует о том надпись на кресте, 24 июня 1565 г. священником Иларионом» (Фрисс. С. 266). 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz