Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

от мира сего», блаженный Феодор Иоаннович, без сомне­ ния, мог «увидеть» в Трифоне истинного избранника Бо- ж.ия и воина Христова. Конечно, самому Трифону одеяние царевича было бы явно мало: «Великий князь мал ростом, говорит он тихо и очень медленно, рассудка у него мало или, как другие говорят и как я и сам заметил, вовсе нет» \ Таким увидал православного «царя-батюшку» один из тех надменных польских панов, среди которых в это время жил князь Курбский, и о которых отзывался не иначе, как о «полу- верных, лицемерных христианах, умягченных и раздро- ченных различными наслаждениями»2. Царская одежда эта была действительно переделана под священническое облачение. «Фелонь из синей шел­ ковой материи на холщевой крашеной подкладке с опле­ чьем, вышитым золотом и серебром и украшенным од­ ноглавыми и двуглавыми орлами»3. Вместе со многими реликвиями времен Трифона это облачение еще в 30-х годах XX века можно было увидеть в старинной церкви святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Паз. «Церковь заключена в новую деревянную обшивку, но внутренность ее представляет драгоценный археоло­ гический музей древней церковной утвари и икон»4. «Старинный иконостас, деревянные подсвечники и в тесном алтаре кадило и облачение Трифона. Судя по по­ ручам и облачению, Трифон был мужчина богатырского 1Из донесения польского посла Льва Сапеги в 1584 году. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1994. Кн. 4. Т. 7-8. С. 220. 2 Курбский. С. 343. 3 Общее обозрение Кольского уезда / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 18. С. 221. 4 Островский Д. Н. Путеводитель по Северу России. СПб.. 1898. С. 112. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz