Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

иначе, как на «ведомство православного вероисповедания», а на монастыри, не работающие в режиме «факторий» и «кумпаний», как на совершенно бесполезное явление. Когда же чрезвычайно энергичный игумен Ионафан в конце XIX века возглавил возрождение обители на Пе- ченге и достиг небывалых высот в организации образцо­ вых монастырских производств и чрезвычайном расши­ рении пахотных угодий, то уже никто и не сомневался, что именно таковым и должно быть зримое воплощение духовного наследия святого Трифона. Образ Печенгско­ го старца, стяжавшего столь благодатные плоды Святого Духа, в совершенной нищете, горьких слезах покаяния, «священнобезмолвии» и печаловании о полюбившихся ему лопарях, неузнаваемо исказился, поблек и сузился до вполне светской фигуры энергичного предпринимателя, покорителя Севера и пионера Российской державности, который «ногою твердой стал при море», создав небыва­ ло обширное и богатейшее монастырское хозяйство, не иначе, как «назло надменному соседу». В не столь давние времена советской историографии такой образ Трифона очень пришелся кстати в качестве идеального представителя церковной идеологии феодаль­ ного крепостничества, мрачного наследия «проклятого царского режима». «Трифон был энергичным стяжате­ лем, принуждал саамов “трудиться” в своем монастыре... монахи кабалили саамов ссудами и “покупали” у них все новые и новые участки» \ 1Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск, 1972. С. 53. Еще более тен­ денциозно представлен Трифон-стяжатель в книге Будовница И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в X1V-XVI веках. М.. 1966. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz