Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Так, например, за краткостью и недомолвками в Житии святителя Филиппа прячется подлинный образ знамени­ того соловецкого игумена, убежденного постника, пус­ тынника и «нестяжателя». Подлинное, первоначальное Житие святителя Филиппа только чудом сохранилось в монастырской библиотеке в единственном экземпляре. Чудом, поскольку, в отличие от остальных редакций, ни­ когда не переписывалось... Противостояние старца Филиппа «новому монастыр­ скому духу» и его протест, вплоть до ухода с игуменства, объясняются иными мотивами. Эти важные моменты духовной брани подвижника неизбежно тонут в воспева­ нии грандиозности земельных приобретений, хозяйствен­ ных преобразований и торговых попечений, которыми изобилует Житие. И становится вовсе не понятным, от­ куда же обретаем мы в конце Жития этот удивительный образец непорочного святительского служения, этого несгибаемого печальника о чистоте христианской души, не желающего как раз ограничиться хозяйственно-адми­ нистративными митрополичьими попечениями, к чему властно склоняет его жестокий самодержец, и готового на мученическую смерть в своем стоянии за эту высоту духа Христова. Этот процесс выхолащивания правдивой сути жизнен­ ного подвига подвижника в соответствии с новыми веяния­ ми можно проследить и в трансформации образа Трифона Печенгского. Начало тому в какой-то мере положил соло­ вецкий агиограф, изложив Житие в соответствии с требо­ ванием полной «идеальности» жизненного пути Святого. В дальнейшем отечественные исследователи и редакторы Жития продолжили эту работу в полном соответствии с утвердившимся со времен Петра I взглядом на Церковь не 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz