Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Хоружий С. С. спасения. «Нет скорбей - нет спасения», - говорил преп. Серафим Саровский, а о. Александр Ельчанинов, известный духовный писатель и пастырь русской эмиграции, писал: «Если со Христом, то и со стра­ даниями». Эти общие положения проявляются во множестве конкретных следствий. Страх Божий - действительно, одна из ведущих устано­ вок христианского сознания; формула «умерщвление плоти» широко употребляется в христианской аскезе; а покаянные труды в правосла­ вии включают в себя жесточайшее самообличение, самоосуждение, острые переживания своей греховности и вины пред Богом и ближ­ ними. Важную роль в аскетическом опыте играют слезы, «плач духов­ ный» - настолько важную, что, скажем, в древнесирийской традиции сам термин «монах» в буквальном смысле означал «плачущий». Уже одна знаменитая картина «темницы кающихся» в Пятом Слове «Ле- ствицы» достаточна, чтобы говорить всерьез о культе страдания в православной аскезе. И все же вывод о таком культе был бы поспешным и неверным. Стойким мотивом в аскетике проходят и предостережения против чрезмерного, непосильного поста, против самоистязаний, вообще - против культивации страдания как такового, как самоцели; звучат на­ ставления о строгой необходимости подчинять все самоиспытания духовным задачам подвига. Следующее вскоре за описанием темницы Слово Седьмое носит название «О радостотворном плаче», и стоя­ щий здесь эпитет-оксюморон весьма важен и характерен. Св. Иоанн в этом Слове говорит: «Плач и печаль имеют внутри себя заключен­ ные радость и веселие, подобно меду в восковой ячейке» (7, 49). Дей­ ствительная структура сознания оказывается здесь не однородно- страдательной, а двойственной, двуполярной, и наряду с полюсом страдания в ней присутствует также полюс радости и веселия, ликова­ ния и любви. Притом именно этот второй полюс получает в конечном итоге первенство. Лествичник пишет: «Слезы об исходе души рожда­ ют страх; а когда страх породит небоязненность, тогда воссиявает ра­ дость; когда же достается в удел нескончаемая радость, тогда выходит цвет святой любви» (7,56). «Радуйтесь и веселитесь!» - сказано хри­ стианам уже в Нагорной Проповеди (Мф. 5,12), и у Лествичника, как и во всей исихастской аскезе, веселие о Господе - стойкий лейтмотив. Напротив, уныние - смертный грех, его одоление - Тринадцатая сту­ пень Лествицы, и «ничто не уготовляет так монаху венцов, как борьба с унынием» (13,12). При всей лаконичности, даже скупости, эти указания преп. Иоанна точны и глубоки. В них, на поверку, намечается цельная линия христи­ анского отношения к страданию и скорби. Ключевое понятие тут - «претворение», изменение самой природы и сути человеческого стра­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz