Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Терпение, болезнь, старость, смерть и вера Терпеливо сносить, то есть подчинять свое бытие ритму друго­ го (считаться с временами и сроками Бога и ближнего), значит про­ являть свою любовь на деле. « Любовь долготерпит (macrothymei)» (1 Кор. 13,4), - говорит апостол Павел. Мерило же терпения верующе­ го в итоге ничто иное, как «терпение Христово (hypomone ton Christou)» (2 Фес. 3,5). Вот почему отцы Церкви нередко называли терпение summa virtus (ср. Тертуллиан De patientia 1, 7). Без него нет ни веры, ни надежды, ни милосердной любви. Киприан Карфагенский писал: «Христианами нас делает вера и надежда, но дабы вера и надежда принесли плод, не­ обходимо терпение» (De bono patientiae 13). Терпение, укорененное во Христовой вере, становится «силой са­ мообладания» (Фома Аквинский), способностью не отчаиваться, не падать духом под бременем испытаний и лишений; кроме того - по­ стоянством, способностью продержаться, остаться самим собой и со­ хранить свой истинный облик; и наконец, способностью выдержать, поддержать других с их собственными историями жизни. В этом ду­ ховном делании нет ничего героического, достаточно верить в то, что и тебя, в свою очередь, поддерживают руки Христа, распростертые на Кресте. Берясь за это непростое дело, верующий укрепляется Господним обетованием: « Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10,22; 24,13). Обетованием, которое предполагает, что надлежит не только твер­ до держаться исповедуемой веры, но и на деле проявлять терпение и активную поддержку как в сфере внутрицерковных и внутриобщин- ных отношений (« облекитесь в [...] долготерпение , снисходя друг другу», (Кол. 3,12-13)), так и в сфере внешних (ad extra) связей со всеми дру­ гими людьми (« будьте долготерпеливы ко всем» (1Фес. 5,14)). Таким образом, терпение, как категория, взыскательна и к внутреннему устроению христианской общины, и к ее позиции в мире, среди про­ чих людей, среди неверующих. А взыскивая, она заставляет обо всем этом побеспокоиться! И. БОЛЕЗНЬ Читая Евангелие, нельзя не поразиться огромному числу физически или психически нездоровых («одержимых») людей, встретившихся Иисусу за время его исторического служения. Можно предположить, что в силу этой встречи с человечеством, обезображенным страдани­ ем, с особой глубиной раскрылась человечность самого Иисуса, про­ являющаяся в сострадании и внимании к нуждающемуся человеку. Да и сама миссия Иисуса выражена в следующих Его словах: «Нездоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2,17). Итак, в этих событиях есть и при- 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz