Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Энцо Бьянки есть Бог Глаголющий: общаясь с человеком, Он не торопит его с отве­ том, ожидая, что этим ответом станет обращение. Божье терпение не следует путать с бесстрастием Бога, напротив, речь идет о «неослаб­ ности Его Страстей» (Э. Юнгель1). За ним кроется прозорливость Его любви - любви, «не желающей смерти грешника, но чтобы грешник об­ ратился от пути своего и жив был» (Иез. 33,11), а также движущая сила обращения, даже если оно еще не завершено. Таким образом, терпение Бога нашло свое самое красноречивое выражение в страстях и распя­ тии Христа: здесь асимметрия между Богом, претерпевающим муку, и грешным человеческим родом доходит до крайности и выражает не­ истовство любви и страдания Бога в Его распятом Сыне Иисусе Хри­ сте. С тех пор долготерпение как христианская добродетель - это «плод / \уха» (Гал. 5, 22), ниспосланного Распятым и Воскресшим, и приобще­ ние к энергиям, исходящим из Пасхального события. Итак, для христианина терпение неотделимо от веры: это понятие включает как постоянство, то есть неподвластную времени веру, так и «способность воспринимать широко» (makrothymia), то есть умение жить в незавершенности, приемля ее. Второй из данных аспектов по­ казывает, что добродетель терпения непреложно смиренна: она при­ водит человека к признанию личной незавершенности и терпеливому отношению к самому себе. Убеждаясь в незавершенности и хрупкости взаимоотношений, она проявляется в терпеливости к другим; осозна­ вая, что Божественный замысел спасения еще не исполнился, она вы­ ражается в надежде, мольбе и чаянии спасения. Терпение - это добродетель Церкви, чающей Господа, ответственно живущей в «еще не», не предвосхищая конец и не мня себя венцом и полнотой Божественного замысла. Оно отвергает нетерпеливость как мистики, так и идеологии и в своих отношениях с ближним и Богом идет тернистым путем слушания, повиновения и ожидания к созида­ нию общения - пока неполного и обусловленного ходом истории - с Богом и другими людьми. Терпение - это умение считаться со време­ нем другого, вполне осознавая, что время лучше коротать не в оди­ ночку, а сообща, заполняя его взаимоотношениями, встречами, любо­ вью. Поэтому, наверное, беседа о терпении в наш век, оказавшийся во власти прелести, «времени разрозненности», оторванности и разоб­ щенности - когда под свободой зачастую подразумевается отсутствие всяческих уз и связей и возможность ни с того ни с сего взяться за очередной почин, заново начать все с чистого листа, аннулируя или стирая все, чем раньше жил, а главное, все отношения и взятые на себя обязательства, - покажется весьма неуместной, но вместе с тем и весь­ ма злободневной, ведь для христиан терпение не менее существенно, чем любовь (агапэ), чем Сам Христос. 1Юнгель Эберхард (род. 1934) - немецкий протестантский теолог XX-XXI вв. (Прим. ред.). 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz